Эсперанса Сполдинг, лучший новый артист Grammy: как теперь жить? Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Автор: DarkMan   
18.02.2011 14:25

«Лучший новый артист, согласно результатам Grammy — это Эсперанса Сполдинг, — пишет в своём блоге президент Ассоциации джазовых журналистов Ховард Мандел, комментируя позавчерашнюю сенсацию, повергнувшую мировую аудиторию в состояние изумления. — 26-летняя контрабасистка, самый новый альбом которой называется «Общество камерной музыки». Что?! Или, лучше сказать — КАК?!»

 

Esperanza Spalding

Вопрос закономерный. Конечно, преимущества Эсперансы были хорошо видны профессионалам музыкальной индустрии, в том числе и тем нескольким десяткам членов Национальной академии звукозаписи (NARAS), которые проголосовали за неё как за «Лучшего нового артиста 2010 года». Но широкой аудитории она известна не больше, чем джаз как таковой.

Особенно горевали поклонники подростковой суперзвезды по имени Джастин Бибер — канадского «певца», которому 17 лет исполнится только ещё через две недели. Как, MTV назвало их розовощёкого пухлогубого кумира «лучшим певцом», «открытием года» и т.п., а тут какая-то старая тётка отбирает у него лавры? (26-летняя Сполдинг для подростковой аудитории явно уже «старая», хотя в джазе это, по нынешним временам, возраст нежного детства).
В общем, рыдающие от негодования поклонницы канадского мальчугана в ночь после объявления итогов Grammy «вандализировали» страницу Эсперансы Сполдинг в Википедии, написав в первых строках с типично подростковой грамотностью «ДЖАСТИН БИБЕР ЗАСЛУЖИВАЛ ЭТУ НАГРАДУ ИДИ СДОХНИ В ЯМЕ. КТО ТЫ ВОПЩЕ НАФИГ ТАКАЯ?»
Естественно, редакторы Википедии тут же «откатили» этот вопль ребячьего (точнее, конечно же, девичьего) возмущения, хотя интернет теперь пестрит «скриншотами», сделанными до этого момента:

 


Кстати, обратим внимание, что гневные поклонницы Бибера успели также поработать над именем контрабасистки, сделав её вторым именем слово «кесадилья» (это такая мексиканская лепёшка с плавленым сыром внутри).

Онлайн-издание «Technolog on MSNBC.com» с иронией пишет об этом инциденте:
Исторически получить Grammy в категории «лучший новый артист» означало весьма серьёзную угрозу карьере музыканта. Но, благодаря преисполненным кровожадности фанаткам Бибера, имеющим доступ в интернет, но не имеющим родительского присмотра, Сполдинг может быть спасена от безвестности, в которую канули столь многие «лучшие новые артисты» прошлых лет. Ведь те двадцать квадриллионов девочек, которые ничего не слышали о Сполдинг ещё вчера, теперь-то наверняка знают её!

А, собственно,
ДАЛЕЕ: кто такая Эсперанса Сполдинг, и как нам жить с этим знанием?
Esperanza Spalding (очнитесь, российские масс-медиа, это читается Эсперанса, а не Эсперанза!) возникла в поле зрения джазовой публики в 2006 г., когда ей был 21 год. Нет, конечно, она не гений и не новатор — она просто крепкая контрабасистка, при этом она умеет петь, экзотично поёт скэтом вместе со своими соло на контрабасе и, что уже совсем непросто, аккомпанирует себе на контрабасе, когда поёт песни со словами, причём поёт весьма недурно!

Вот как она это делала, например, на Ньюпортском джаз-фестивале 2008 года — пела и аккомпанировала себе на контрабасе соло, без ансамбля:

Ссылка на видео

 

Её умений и знаний вполне хватило для того, чтобы на равных войти вместе с «большими дядьками» в ансамбль ветерана джазового саксофона Джо Ловано — Us 5, что подтверждает весьма высокий уровень Эсперансы в контрабасовом мастерстве. Вот съёмка 2006 года — самое начало карьеры Эсперансы Сполдинг, где она впервые появляется в легендарном клубе Birdland в составе ансамбля Ловано (и в коротеньком интервью говорит, что Джо пригласил её потому, что ему понравилось, как она играла в его учебном ансамбле, когда была студенткой колледжа Бёркли):

Ссылка на видео

 

Итак, Сполдинг однозначно умеет играть на контрабасе, вполне умеет петь, и причём — что уже встречается куда реже, чем два этих умения по отдельности — у неё достаточно таланта, умения и вкуса, чтобы убедительно делать две этих вещи одновременно. Кроме того, она красивая женщина, и у неё отличная фигура (хотя это трудно было сказать по тому чудовищному платью в рюшах и фестонах, в котором она появилась на церемонии Grammy — хотя, по крайней мере, её не вынесли на сцену в огромном яйце, как поп-певицу Леди Гага). Эти два фактора означают, что у неё есть значительное будущее в шоу-бизнесе. Во всяком случае, за выступления Сполдинг с собственным ансамблем ещё за год до её позавчерашнего триумфа менеджмент контрабасистки просил такую сумму, которая вполне могла сравниться с гонорарами самых прославленных джазовых звёзд вдвое и втрое старше юной Эсперансы. Хотя, конечно, эти гонорары не идут ни в какое сравнение с доходами ещё более юного Джастина Бибера, который уступил Эсперансе Grammy и, по едкому замечанию Ховарда Мэндела, «наверняка рыдал всю дорогу до банка».

 

Эсперанса Сполдинг и Бобби Макферрин на церемонии Grammy

Подчеркнём: Сполдинг — первый джазовый артист за всю историю «Грэмми», получивший золотой граммофончик как «Лучший новый артист года». Шансов на то, что эту премию получит джазовый музыкант, было очень мало. И Эсперанса заслужила эти шансы. Харизма, фотогеничность, прирождённый артистизм — все эти необходимые для настоящей звезды качества сочетаются в ней с подлинной музыкальностью и весьма крепкими исполнительскими умениями.

Юный музыкант может примерно за год научиться играть на гитаре и петь так, чтобы, под бдительным взглядом хватких менеджеров и в железных руках опытных продюсеров, стать рок-звездой. В джазе это нереально. Овладение инструментом на профессиональном уровне занимает семь-десять лет, и это только начало — дальше идёт наращивание импровизационных навыков, овладение гармонией, наработка ритмических умений и т.д. Всего этого Сполдинг не занимать, иначе бы в 20-летнем возрасте, едва окончив Бёркли, она не была бы приглашена туда преподавать игру на контрабасе. Так вот, самый большой парадокс «Грэмми»-2011 — это именно тот факт, что, хотя в собственно джазовых номинациях не произошло ничего неожиданного (а некоторые могут сказать, что и вообще ничего не произошло), в поп-категории «Лучший новый артист» победила джазовая контрабасистка, обладающая всеми перечисленными выше умениями. Можно подумать (хотя это, конечно, иллюзия), что в кои-то веки Академия звукозаписи решила отметить наградой не коммерческий успех, не количество проданных дисков, не количество прокруток по радио, а музыкальные достижения. И за эту иллюзию им стоит сказать спасибо, хотя предсказать, как и куда пойдёт теперь карьера Эсперансы Сполдинг, и останется ли она вообще в джазе (или предпочтёт отбивать поклонников у мальчугана Бибера) — в настоящий момент чрезвычайно сложно.

 

***

Источник Jazz.Ru

Обновлено 18.02.2011 14:28