КРАЕУГОЛЬНЫЕ КАМНИ Top 50 песен The Rolling Stones Печать
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 
Автор: DarkMan   
20.09.2009 11:58
Записи группы The Rolling Stones – случай в рок-музыке особый. При их прослушивании люди не прыгают в восторге до потолка и не удивляются: «Как это они так ухитрились? Вот молодцы!» Их исполнительским мастерством, в отличие от других, известных всем, корифеев жанра, не принято особо восхищаться: существует даже шутка, что, дескать, роллинги именно потому так уважаемы и недосягаемы, что до сих пор толком не научились играть и петь. Иными словами, парни уже почти полвека дурачат людей, морочат им головы, а им это нравится…



Качество звука на их пластинках – тоже вопрос дискуссионный: ни в каком руководстве по звукорежиссуре вам в качестве примера не порекомендуют ни одного альбома The Rolling Stones. Словом, подлинная причина восхищения этой группой действительно как-то ускользает от логики и здравого смысла.



Однако именно в этом и заключается главное противоречие. Дело в том, что «Роллинг Стоунз» были из тех, кто придумывал рок-музыку. С начала 60-х прошло несколько десятилетий, было выработано и предано забвению огромное количество стилей и направлений, представления людей о том, как можно и должно играть и звучать, за эти годы сменились неоднократно, целый сонм групп и исполнителей появился и испарился за без малого 50 лет… А роллинги кем были, теми и остались. То есть группой, играющий рок в сухом остатке. Настоящий рок. Вспомните: почти к каждому уважаемому коллективу вы с той или иной степенью натяжки можете применить какой-нибудь подтермин. Скажем, Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath, Grand Funk – это хард-рок, King Crimson, Yes, Van Der Graaf Generator, Emerson, Lake & Palmer – арт-рок (или, если угодно, прог), Slade, Sweet, Gary Glitter – глэм, Sex Pistols, Clash, The Damned – панк, и так далее… Продолжать можно до бесконечности, но суть, думается, ясна.



Понятно, что все эти ярлыки и штампы условны, и придуманы лишь для удобства журналистов и для того, чтобы запутывать слушателей. Однако к The Rolling Stones вы не сможете приклеить ВООБЩЕ никакого ярлыка. Кроме самого простого: рок. Самый обычный рок, рок, каким он и должен быть… И, невзирая на все эксперименты, до коих группа в особенности была охоча в конце 70-х – начале 80-х годов, она все равно всегда оставалась самой настоящей рок-командой, хранительницей традиций, так сказать.



Любая классическая запись The Rolling Stones – это и есть рок-музыка. И что же, рок-музыка так и должна звучать – со всеми этими огрехами, отнюдь не виртуозной гитарой, далеким от совершенства вокалом, кривыми барабанными сбивками? Хм, видимо да. По крайней мере, не нам об этом судить – а, в первую очередь, тем, кто это все придумал. Им видней.



Давайте еще раз воздадим должное этой самой роковой команде из всех возможных, перелистаем страницы ее истории и вспомним (а заодно и переслушаем) её наиболее выдающиеся произведения. Во избежание лишних споров и недоразумений, приводим их в алфавитном порядке. Бояться не надо: ни огня, ни… камнепада.



«Камни» ворочал: Денис БОЧАРОВ



1. Angie

Песня, которую в равной степени любят как поклонники группы, так и ее хулители. Нежная баллада о любви, спетая Миком жалостливым и даже немного капризным голосом, запросто примиряет рокеров и гопников: вещь настолько красива, что воевать тут просто не с чем. Говорят, Мик посвятил ее жене Дэвида Боуи Анжеле – трудно сказать. Ни он, ни Боуи никогда не высказывались на эту тему, да к тому же подобное посвящение выглядело бы уж слишком прямолинейно и примитивно… Не исключено, что косвенной причиной вдохновения Мику послужили тлеющие отношения с его недавней пассией Мэриэнн Фэйтфулл – в первой половине 70-х они уже почти окончательно изжили себя.

Где найти: Goats Head Soup (1973)



2. Anybody Seen My Baby?

Главный хит альбома Bridges To Babylon и, возможно, лучшая песня роллингов за 90-е годы. Пронизанная густой сквозной басовой линией Дэррила Джонса, вещь захватывает с самых первых тактов, а Мик так убедительно вопрошает: «Не видел ли кто мою крошку?», что ему почти хочется помочь ее найти.

Где найти: Bridges To Babylon (1997)



3. As Tears Go By

Легенда о том, что, дескать, раздосадованный нежеланием группы сочинять собственный материал менеджер группы Эндрю Олдэм запер Мика и Кита на кухне и не выпускал до тех пор, пока они не придумают что-нибудь путное, известна всем. Однако сам Мик, когда слышит это, только отмахивается: «Эту байку запустил в прессу Кит, а та и рада стараться. Не было никаких кухонь, и уж точно никто нас насильно нигде не удерживал». Впрочем, как бы то ни было, а первая официальная песня тандема Джеггер/Ричардс вышла просто на загляденье, парни не забыли ее по сей день, и на недавнем фильме-концерте Мартина Скорсезе Shine A Light весьма трогательно ее исполнили.

Где найти: December’s Children (And Everybody’s) (1965)



4. Back Street Girl

Эта чудесная песня не так широко известна, ибо штатовский вариант альбома Between The Buttons (вплоть до Their Satanic Majesties Request пластинки The Rolling Stones выходили в двух вариантах, предназначенных для британского и американского рынков) куда более распространен, поскольку снабжен бронебойными хитами Let’s Spend The Night Together и Ruby Tuesday. Так вот, поступившись Back Street Girl (а также песней Please Go Home) ради этих двух треков, американцы лишили своих покупателей одного из самых трогательных музыкальных моментов, которыми когда-либо был отмечен творческий путь роллингов.

Позднее, как бы наверстывая упущенное, в Штатах был выпущен сборник Flowers, где эта вещица присутствовала, но все равно очарование одного из лучших альбомов группы, коим, без сомнения, является Between The Buttons, на тот момент было несколько смазано. Сыгранный в ритме вальса, с добавлением французского аккордеона (часто ли вы слышали аккордеон на классической рок-записи?), этот изумительно мелодичный шансон является, кстати, любимой композицией Джеггера с данной пластинки.

Где найти: Between The Buttons (UK Edition) (1967)



5. Brown Sugar

С дерзким рваным риффом, открывающим пластинку Sticky Fingers, роллинги лихо и уверенно ворвались в 70-е, самый сложный и противоречивый для них период. Brown Sugar – это квинтэссенция звучания группы The Rolling Stones. В тот период, когда рок-музыка активно делилась на всевозможные течения и поджанры (в виде различных приставок к слову «рок»: арт-, глэм-, хард-, блюз-, фолк- и так далее), команда Мика и Кита играла именно то, что можно было назвать роком безо всяких оговорок. И Brown Sugar – это рок в чистом виде. Впоследствии роллинги будут неоднократно использовать эту формулу, за что, кстати, Ричардс и получит свое прозвище Keef The Riff.

Где найти: Sticky Fingers (1971)



6. Congratulations

Любопытно проследить, как менялся лирический герой песен Мика и Кита на протяжении 60-х. Ведь это далеко не всегда был эдакий прожженный циник, с едкой ухмылкой на лице созерцающий действительность и раздающий направо и налево свои оценки-оплеухи. Поначалу это был обыкновенный, одинокий, зачастую покинутый и отвергнутый молодой человек: слушая такие ранние песни группы, как Tell Me, As Tears Go By или Congratulations, так и представляется юный Мик с его непомерно пухлыми губами, которые еще больше надуваются от обиды. В сугубо же музыкальном отношении задумчивая баллада Congratulations – одно из ярчайших творческих достижений ранних Мика и Кита. Хотя напевание “la-la-la-la”, наложенное на рефрен “con-gra-tulations” выглядит несколько неуклюже и даже смешно.

Где найти: 12X5 (1964)



7. Connection

Удивительная все-таки группа Rolling Stones: кривые неровные барабаны, слегка нестроящая бас-гитара, неуверенное, не совсем слаженное двухголосие – но насколько хороша эта вещь! Вот она, негласная песенная формула роллингов: хорошую композицию никакими мелкими огрехами не испортишь, а в отдельных случаях они даже могут пойти ей на пользу.

Где найти: Between The Buttons (1967)



8. Dance Little Sister

Бессовестный наглый рок-н-ролл. На такое в середине 70-х были способны только Rolling Stones, и плевать они на все хотели. «Меня не волнуют все Джимми Пейджи и Джеффы Беки этого мира, – с лукавым прищуром говорил Кит Ричардс. – Они могут делать свое дело, но все равно то, что делаю я, им не по плечу: они не могут держать этот самый ритм, детка». Спорить с этим бессмысленно.

Где найти: It’s Only Rock’n’Roll (1974)



9. Get Off Of My Cloud

Псевдосюрреалистическая поэзия, назойливая, нарочито примитивная гитарная фраза, пронзающая всю песню насквозь, бьющие по мозгам, отмечающие каждые два такта куплета, брейки Чарли по ведущему барабану и истошные вопли мистера Джеггера – вот вам формула хита №1 образца Великобритании 1965 года. Блистательная в своей первозданной звериной рок-н-ролльной красоте песня.

Где найти: December’s Children (And Everybody’s) (1965)



10. Gimme Shelter

1969 год был плохим для The Rolling Stones. Смерть Брайана Джонса, Алтамонт, проблемы с полицией – все это едва ли способствовало радужным настроениям и бесшабашной радости… К тому же в обществе не успели еще улечься страсти, связанные с учиненной Чарльзом Мэнсоном резней.

Видимо, неслучайно поэтому в самой сильной песне с альбома Let It Bleed воссоздается ужасающая картина мира, приближенная к Апокалипсису: война, убийства, изнасилования, пожары… Вся группа звучит убедительно, доводя заложенные в эту композицию мрачность и отчаяние до максимума, а страстный пронзительный голос приглашенной вокалистки Мэри Клейтон делает все для того, чтобы вещь звучала почти зловеще. Фантастическая песня.

Где найти: Let It Bleed (1969)



11. Наng Fire

Как известно, основу альбома Tattoo You составили композиции, над которыми роллинги работали еще в 70-х, но по ряду причин отложили их в свое время в сторону. Сам по себе факт обращения к бросовому материалу прошлого мог бы послужить плохим сигналом, если бы материал этот не был порой весьма достойного качества. Как, например, эта незатейливая пауэр-поп-композиция с симпатичной мелодией и непритязательным текстом.

Где найти: Tattoo You (1981)



12. Happy

Считается, что двойной альбом 1972 года прекрасен. Иные даже договариваются до того, что это, дескать, наивысшее достижение The Rolling Stones. Абсолютная чепуха. Другое дело, что этот невнятный, безыскусный, немелодичный релиз мог бы быть хуже, учитывая набиравшие все более угрожающие обороты взаимоотношения Кита с наркотиками. Тем любопытнее, что лучшую песню на Exile… исполняет мистер Ричардс собственной персоной. Лихая жизнерадостная вещь с дерзким, нахальным припевом. Слушая Happy, даже не верится, что Кит в этот период проводил не лучший отрезок своей жизни.

Где найти: Exile On Main St. (1972)



13. Harlem Shuffle

По общему мнению самый неудачный альбом роллингов, содержал все же одну жемчужинку в виде этой кавер-версии старой песни Рельфа и Нельсона. Вышла эта вещь и на сингле, причем впервые аж с It’s All Over Now 1964 года The Rolling Stones решились выпустить на сорокопятке песню не собственного сочинения. Символично, что подпевает Мику на этом треке Бобби Уомэк, автор вышеупомянутой It’s All Over Now.

Где найти: Dirty Work (1986)



14. Heart Of Stone

Ага, вот он и появился – лирический герой, глядящий хмуро и несколько исподлобья, с надменной улыбкой оценивающий женщин, которым он разбивает сердца, а вот они-то ничего от нашего парня не дождутся. Потому что у него, видите ли, сердце из камня. Ну, из камня, не из камня, а вещь хорошая. Развязная мелодия, запоминающийся басовый ход, яркое гитарное соло – еще одна ранняя авторская работа Мика и Кита, намекающая на то, что у этого сонграйтингового тандема большое будущее.

Где найти: Out Of Our Heads (UK Edition) (1965)



15. Hold On To Your Hat

К концу 80-х Мик выработал особую вокальную манеру – такой глубокий гортанный рык, которым, в частности, отмечены некоторые песни, несомненно, лучшего альбома The Rolling Stones 80-х, а стало быть, последнего по настоящему выдающегося их релиза на сегодняшний день. Но не рыком единым, как говорится… Кит и Ронни в этом свинговом скоростняке тоже дают жару, да и Чарли (который, кстати, в 1989-м был назван лучшим барабанщиком года) на высоте.

Где найти: Steel Wheels (1989)



16. Honky Tonk Women

Первый крупный хит группы после того, как ее покинул Брайан Джонс – он объявил о своем уходе за несколько недель до выпуска сингла. Новый рекрут Мик Тейлор прекрасно вписался в коллектив (по крайней мере, с чисто музыкальной точки зрения), и ударная, бьющая наотмашь вещица была записана буквально в течение одной звукозаписывающей сессии. «Живая» премьера песни состоялась на концерте в Гайд-парке, посвященном памяти Брайана, и с тех пор редко покидала концертный сет-лист The Rolling Stones.

Где найти: Singles Collection: The London Years (1989)



17. I Am Waiting

Вышедшая в апреле 1966 года пластинка Aftermath, впервые в истории группы содержавшая исключительно авторский материал, была под завязку набита шедеврами, и хрупкая, акустическая I Am Waiting – один из них. Вкрадчивый голос Джеггера в обрамлении нежных перезвонов дульцимера Брайана Джонса и великолепной бас-партии Билла Уаймена сделали эту песню одним из самых удачных, построенных на контрастной подаче куплета и припева, произведений роллингов 60-х годов.

Где найти: Aftermath (1966)



18. (I Can’t Get No) Satisfaction

Кто не знает Satisfaction? Satisfaction знают все! О музыкальных достоинствах этого опуса рассуждать долго не стоит – музыки здесь (за исключением бессмертного риффа Кита, привидевшегося ему, якобы, во сне) немного. Однако то, что эта вещь стала в свое время явлением социо-культурного порядка, бесспорно. В то время как большинство британских артистов (включая The Beatles) никакой другой лирики, кроме любовной, не признавали, Мик кричал о недовольстве окружающей действительностью и о том, что некто «не может быть человеком, поскольку курит другие сигареты».

Впоследствии композиция стала своего рода мерилом наличия (или отсутствия) вкуса у людей, бравшихся перепевать ее: кавер-версий на песню существует предостаточно. Так, например, очень забавно слушать, как эту вещь сытым голосом исполняет Том Джонс (который, как выясняется, не получает удовлетворения от того, что кто-то курит не те сигары, что он сам).

Где найти: Out Of Our Heads (US Edition) (1965)



19. In Another Land

Единственный, в рамках The Rolling Stones, полноценный авторский триумф басиста Билла Уаймена (принадлежащая также его перу вещица Downtown Suzie, помещенная в 1975 году на сборник раритетов Metamorphosis, не в счет). Песня стала подлинным украшением неоднозначно принятого альбома Their Satanic Majesties Request. Как в случае с теми песнями The Beatles, где основная вокальная партия отводилась Ринго, а Джон и Пол с воодушевлением подключались в припевах, здесь можно наблюдать схожую картину: тихий робкий, пропущенный через процессор, голос Билла энергично подхватывается Миком и Китом.

Где найти: Their Satanic Majesties Request (1967)



20. It’s All Over Now

Эта песня Бобби Уомэка стала первым хитом №1 The Rolling Stones в Великобритании. Музыканты настолько здорово переработали произведение (лихие гитары, задорные голоса Мика и Кита в рефрене, бодрый ритм-энд-блюзовый чес Чарли Уоттса), что мало кто уже воспринимает его как кавер-версию. А последующие переработки It’s All Over Now (самое известное из которых – в исполнении Рода Стюарта) лишь подчеркивают прелесть стоунзовской записи.

Где найти: 12X5 (1964)



21. Jumpin' Jack Flash

«Как-то мы с Чарли и Брайаном джемовали в студии, и тут входят Мик с Китом: «Ого, продолжайте, продолжайте, только ничего не забудьте». Мы ничего не забыли», – сетовал Билл Уаймен, всегда считавший несправедливым то, что в песне Jumpin’ Jack Flash он не указан как соавтор.

Роллингам была необходима ударная композиция, чтобы восстановить свое несколько пошатнувшееся реноме после выхода Their Satanic Majesties Request – альбома, по мнению многих, записанного с единственной целью: выдать своего «Сержанта Пеппера». Попытка получилась несколько вялой, однако блистательный сингл Jumpin’ Jack Flash, с его свирепыми гитарами, драйвовой ритм-секцией и напористым вокалом, раз и навсегда снял все вопросы о творческой состоятельности The Rolling Stones. А заодно подсказал Мику, Киту и компании, в каком направлении двигаться дальше: их следующий альбом Beggars Banquet был выстроен примерно по схожей схеме.

Где найти: Singles Collection: The London Years (1989)



22. Lady Jane

Удивительная песня. В прессу роллинги запустили «утку», что в основу текста положено письмо короля Генриха VIII, адресованное им Джейн Сеймур. Тогдашняя подружка Мика Крисси Шримптон полагала, что песня является изысканным любовным посланием для нее. Существовало также мнение, что «на мушку» здесь берется известная на весь Лондон богачка и светская леди Джейн Ормсби-Гор. А далекие от всяких мутных инсинуаций иные простые слушатели считают, что эта псевдотюдорианская пьеса всего лишь о траве.

Впрочем, удивительна песня, конечно же, не этим. Просто это одна из самых выдающихся мелодий, вышедших из-под пера Джеггера и Ричардса, обрамленная изумительным дульцимером Джонса. В середине 60-х роллинги, несмотря на свою постоянно декларируемую любовь к американскому блюзу, очень многое сделали для популяризации именно чисто английских музыкальных традиций.

Где найти: Aftermath (1966)



23. Let's Spend The Night Together

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что в этой песне почти не слышно… гитары? Редчайший случай для Rolling Stones, впрочем, лучшие и самые нестандартные вещи группы создавались в тот период, когда не переднем плане были не понятия, а музыка – то есть, в 60-х. Каждый выпускаемый группой в период с 1964 по 1968 гг. сингл был непохож на предыдущий, и вышедшая вслед за сумбурной, напичканной духовыми, Have You Seen Your Mother Baby Standing In The Shadow, данная сорокопятка, с доминирующими фортепиано и органом, стала очередным новым словом в творчестве «Стоунз».

Где найти: Between The Buttons (US Edition) (1967)



24. Love Is Strong

Первый альбом без басиста, проигравшего в группе три десятка лет, не ставил вопроса: «Есть ли жизнь после Билла Уаймена?» К середине 90-х уже и глухому, и слепому было понятно, что машину роллингов не способно остановить ничто. Вопрос был в другом: какой будет эта машина? Оказалось, вполне боеспособной. Короткий брейк Чарли вводит нас в курс дела, а курс этот остался абсолютно неизменным: подключаются гитары, Мик наяривает на губной гармошке, новый басист Дэррил Джонс сдает внимательному и неравнодушному слушателю зачет и, наконец, упругий бит разряжается густым вокалом. Крепкая, уверенная, классическая, можно даже сказать, фирменная рок-композиция от The Rolling Stones. А что еще нужно для счастья?

Где найти: Voodoo Lounge (1994)



25. Melody

Melody, медленный вязкий шаффл, где Рой Вуд, пребывая в группе еще на птичьих правах (Black And Blue – первый альбом с его участием), аккуратно перебирает гитарные струны, Чарли Уоттс играет (редчайший случай) щеточками, на клавишных кудесничает приглашенный музыкант Билли Престон, а Мик поет едким и каким-то сволочным голосом – одна из наиболее удачных композиций пластинки. Впоследствии, уже в составе своих The Rhythm Kings, Билл Уаймен перепел эту вещицу.

Где найти: Black And Blue (1976)



26. Memory Motel

Развернутый, довольно сложный в композиционно-структурном отношении, размеренно-повествовательный Memory Motel – один из самых нетипичных номеров во всей обширной дискографии коллектива. Во-первых, здесь целых три партии клавишных, во-вторых, Кит здесь вообще (!) не играет на гитаре, зато поет запоминающийся бридж she got a mind of her own and she use it well… Ну и, наконец, у роллингов не так много песен, продолжительность которых превышала бы семь минут.

Где найти: Black And Blue (1976)



27. Miss You

Еще одна вещица, в связи с которой Билл до сих пор точит зуб на Мика с Китом за то, что те вновь не поделились с ним сонграйтинговым кредитом. Что ж, у Уаймена на то есть все основания: вычтите из этой композиции пульсирующую бас-партию, и получите самую заурядную, пусть и неприлично прилипчивую, поп-мелодию. А ведь Miss You, между прочим, последний на сегодняшний день британский чарт-топпер The Rolling Stones.

Где найти: Some Girls (1978)



28. Mixed Emotions

Смешанные эмоции… Трудно найти более подходящее определение той ситуации, в которой музыканты приступали к записи своего последнего альбома 80-х. Как известно, тому предшествовал целый ряд событий, внутренних конфликтов и противоречий, отчаянных желаний Мика и Кита показать своими сольными работами, что они вполне могут обходиться друг без друга. Все это во второй половине десятилетия привело к тому, что группа официально единственный (и, будем надеяться, последний) раз объявила о своем распаде. Однако не тут-то было: магия The Rolling Stones оказалась сильнее личных амбиций, и Mixed Emotions – первый сингл с альбома Steel Wheels – убедительно продемонстрировал, в какой отменной творческой форме находились «мерцающие близнецы».

Где найти: Steel Wheels (1989)



29. Mother’s Little Helper

Маленькие помощники мамы – это, по творческому измышлению господ Джеггера и Ричардса, всевозможные успокоительные таблетки, которые, дескать, изнывающие от ничегонеделания домохозяйки принимают горстями. Довольно странный объект для написания песни, который выглядит как «социальный заказ наоборот». Что может быть лучше и привлекательнее для молодого сорванца (для которого часть имиджа, – а, стало быть, и заработка – это бросание вызовов общественной морали), чем возможность позлить старшее поколение?

Впрочем, как ни крути, а текст здесь не главное. Главное – это замечательный живенький мотивчик, который украшают проигрыш на ситаре Брайана Джонса и ухающий бас Билла Уаймена.

Где найти: Aftermath (UK Edition)



30. 19th Nervous Breakdown

Еще один «гимн поколения длиной в три минуты», выражаясь языком Кита Ричардса. И еще один социальный выпад. Впрочем, на сей раз журналисты в поисках глубинного смысла в тексте были разочарованы, когда Джеггер сообщил, что никакого смысла там нет: «просто она об одной невротической цыпочке».

Неизвестно, 19-й это кризис или какой еще, но то, что звучит песня весьма нервно – это точно. Рваные гитарные фразы, возбужденный вокал, долбящие по ушам тарелки и пикирующий в коде песни бас… Here it co-omes!

Где найти: Big Hits (High Tide And Green Grass) (1966)



31. Out Of Time

«Крошка, ты опоздала», – едко насмехается Мик над девушкой, уличенной в неверности и думающей, что это ей сойдет с рук. Дудки! Мистер Джеггер не просто указывает ей на дверь, но и с иезуитской дотошностью читает подробную (почти на шесть минут) лекцию о правилах приличия и нормах поведения. Однако никакого пафоса: жизнеутверждающая мелодия, нестройные подпевки и атмосферный вибрафон Джонса, контрапунктом проходящий сквозь всю песню, – все это не оставляет никаких сомнений в том, что либо Мик погрозит-погрозит пальчиком, да перестанет, либо девушка фыркнет и, гордо вздернув плечи, пойдет восвояси. Флиртовать с кем-нибудь другим.

Где найти: Aftermath (UK Edition)



32. Paint It Black

В самой, возможно, замечательной песне The Rolling Stones всего лишь две короткие мелодические фразы. Две. Каждая из них повторяется по два раза подряд. И так они сменяют друг друга на протяжении всей песни. Всё. Больше здесь ничего нет. Хотя при прослушивании никто этого не замечает и об этом не задумывается.

Здесь даже нет самоценного гитарного проигрыша. Конечно, здесь есть партия ситара Джонса, копирующая вокальную мелодию, завораживающий, хоть и немного дерганый барабанный пульс Уоттса, экспрессивная вокальная подача Джеггера… Здесь есть блистательный тюркский музыкальный орнамент. Может быть, все дело в нем?

Где найти: Through The Past Darkly (Big Hits Vol.2) (1969)



33. Play With Fire

Еще одна подчеркнуто британская композиция Rolling Stones. На «английскость» здесь указывает все: и сдержанная, несколько чопорная манера пения Джеггера, и клавесин, как основа музыкальной начинки, и постоянный отсыл к сугубо британским именам собственным: Стэпни, Найтсбридж, Сент-Джонс-Вуд. Одна из красивейших песен раннего периода творчества группы.

Где найти: Out Of Our Heads (US Edition) (1965)



34. Ride On, Baby

Очень симпатичная песня, достойная куда более справедливой участи, нежели бесславное прозябание в самом хвосте американского сборника Flowers, вышедшего в 1967 году и с тех пор крайне редко переиздававшегося. Ее беззаботность, прозрачная мелодия, летящий ритм и ненавязчивый текст весьма гармонировал Лету Любви, однако сами роллинги, видимо, считали эту вещицу недостаточно соответствующей их имиджу хмурых парней, которые «не выносят нежностей телячьих». Именно поэтому, записав песню «для приличия», они отдали ее «на сторону».

Где найти: Flowers (1967)



35. Rough Justice

После восьмилетнего дефицита на новые студийные записи роллингов (сборник Forty Licks с четырьмя новыми треками не в счет) любой новый альбом группы поклонники проглотили бы, даже не придав большого значения тому, что, собственно, на нем записано. Но парни не разочаровали: песня Rough Justice, открывающая последний на сегодняшний день студийный релиз оригинального материала, звучит именно так, как и должна звучать: лихо, напористо и «гитаристо». Сто к одному, что следующий альбом группы тоже будет начинаться с чего-то подобного.

Где найти: A Bigger Bang (2005)



36. Route 66

Первый же трек с первого же одноименного лонгплея группы бьет точно в цель. Кит, Брайан, Билл и Чарли играют с искренним самозабвением, а Мик голосом драного кота выплевывает названия американских штатов и городов с такой уверенностью, как будто исколесил их вдоль и поперек. Что ж, это время было уже не за горами.

Где найти: The Rolling Stones (1964)



37. Ruby Tuesday

Вторник тут совершенно ни при чем. Это девушку так зовут: имя Руби, а фамилия Тьюсдей. Наскоро состряпанный Джеггером текст о девушке, которая «приходит и уходит» отлично вписался в англиканскую структуру песни, за аранжировку которой перед Брайаном Джонсом следует снять шляпу: он не только сыграл на фортепиано, но и исполнил чудесную партию блок-флейты, изящно декорирующую всю композицию. Вышедший в январе 1967 года сингл Let’s Spend The Night Together/Ruby Tuesday, вне всякого сомнения, самый сильный сингл за всю историю группы.

Где найти: Between The Buttons (US Version) (1967)



38. Sad Sad Sad

«Сейчас ты в печали, но с тобой все будет в порядке», – задорно рычит Джеггер, и ему безоговорочно веришь. Одна из самых бодрых и исполненных светлой жизненной энергии песен роллингов. Впрочем, после посредственного диска Dirty Work и последовавших вслед за ним в стане группы склоками, первый же трек со свежей пластинки просто не имел права звучать по-другому.

Где найти: Steel Wheels (1989)



39. Sex Drive

Это настолько идиотская песня, что ей просто нельзя не радоваться. Тонущий в фанковом ритме, сей нарочито издевательский опус, видимо, был сделан исключительно с целью «просто сделать это». Похотливый рык Мика, с остервенением повторяющий одну и ту же фразу – главная «фишка» песни, которая, наряду с композицией Highwire, вошла в качестве студийного бонуса к концертному альбому, записанному по мотивам турне Steel Wheels.

Где найти: Flashpoint (1991)



40. She's A Rainbow

Был и у роллингов свой гимн хиппизму. «Она вся в цветах, она как радуга» – радостно делится своими впечатлениями со слушателем Мик Джеггер, пока бодрый бит припева не осаждает степенный, но удивительно лучезарный проигрыш на фортепиано, исполненный Никки Хопкинсом, активно сотрудничавшим с группой в те годы. Партия струнных и виолончелей, аранжированная без пяти минут участником Led Zeppelin Джоном Полом Джонсом, добавляет этой песне заявленной в названии радужности.

Где найти: Their Satanic Majesties Request (1967)



41. She Smiled Sweetly

Нежнейшая песня о любви, безо всяких подвохов и издевок, столь свойственных произведениям роллингов, обращенных к противоположному полу, была бы вообще бесценна, если бы не режущий ухо контраст между вкрадчивым – почти шепотом – исполнением Мика и резкой, агрессивной партией баса, который, к тому же, малость не строит.

Где найти: Between The Buttons (1967)



42. She Was Hot

6На фоне остального материала с пластинки Undercover, представляющей собой довольно неуклюжую попытку реверанса в сторону электроники и диско-ритмов, уверенный зажигательный буги She Was Hot выглядит самым естественным и логичным номером. Роллинги молодцы в том, что в какие бы крайности их не кидало и на какие бы эксперименты они ни решались, у них всегда хватало чувства меры, и каждый их альбом снабжен как минимум одним-двумя классическими «стоунзовскими» треками.

Где найти: Undercover (1983)



43. Start Me Up

Словно бы такой группе, как The Rolling Stones, не хватало в репертуаре песен, с которых беспроигрышно начинать концерты – они сочинили еще одну, и с тех пор первыми аккордами Start Me Up открывается почти каждый концерт каждого предпринятого группой за последние без малого 30 лет турне. Но даже если это иногда и бывает не так, для этой нарочито-боевитой композиции в ходе шоу, как правило, находится место. Это, к слову, самый крупный хит группы за 80-е годы.

Где найти: Tattoo You (1981)



44. Street Fighting Man

Сорвав банк со своим блестящим синглом Jumpin’ Jack Flash, роллинги выстроили самую ударную на следующем альбоме вещь по схожей схеме: те же рваные гитары, те же мелодические интервалы, тот же неистовый вокал, тот же ритм и тот же общий настрой песни. Единственное, что на сей раз барабаны Чарли звучат хоть и мощно, но как будто взятые из микса какой-то другой песни. Впрочем, правильному восприятию этого надрывного гимна ментальной неустроенности молодых людей данное обстоятельство ничуть не мешает.

Где найти: Beggars Banquet (1968)



45. Sympathy For The Devil

Мик Джеггер был, вероятно, первым из рок-идолов, прочитавшим книгу Булгакова «Мастер и Маргарита». Что ж, у парня был явно хороший вкус. И вот, надев на себя маску Воланда, вокалист The Rolling Stones под аккомпанемент фортепиано, гитар, размашистой перкуссии и бесконечных “woo-woo” рассказывает о том, как «находился рядом с Иисусом Христом, когда тот пребывал в сомнениях» и «тусовался в Санкт-Петербурге, когда там назревали большие перемены». Этот незаурядный номер – один из завсегдатаев концертных программ группы.

Где найти: Beggars Banquet (1968)



46. The Last Time

Этот яростный трек, где сквозной рифф Кита нанизывается на мачо-лирику Мика, стал первым авторским произведением, помещенным на сторону «А» сингла The Rolling Stones. И первым хитом №1 тандема Джеггер/Ричардс (тогда еще «Ричард»: по настоянию Эндрю Олдэма Кит на какое-то время выкинул последнюю букву из своей фамилии). Песня полюбилась не только покупателям пластинок, но и коллегам-музыкантам: когда в 1966 году Мика с Китом таскали по судам, группа The Who для поддержания боевого духа друзей записала свою версию The Last Time.

Где найти: Out Of Our Heads (US Edition) (1965)



47. 2000 Light Years From Home

Отстраненная лирика, неземной мотив, жутковатый басовый рифф Билла Уаймена, «космический» вокальный эффект – все это создавало довольно мрачное и гнетущее впечатление. Одно из самых новаторских произведений роллингов украсило их пластинку Their Satanic Majesties Request. Музыканты сами очень высоко ценили эту песню и иногда включали в свой сет-лист. Постоянно они это делать не решались – уж очень она «нероллинговская».

Где найти: Their Satanic Majesties Request (1967)



48. Under My Thumb

Трудно представить, как бы звучали лучшие песни «Стоунз» без Брайана Джонса. Ставший «многостаночником поневоле» (ибо от сочинительского процесса был отстранен), Джонс преуспел в этом настолько, что овладел огромным количеством музыкальных инструментов – его с полным основанием можно назвать первым подлинным мультиинструменталистом в истории рока.

На пластинке Aftermath его талант аранжировщика и «господина оформителя» раскрылся в полной мере. Уберите его ситар, дульцимер, губную гармошку, блок-флейту, саксофон из записей группы – и они потеряют колоссально много, даже несмотря на отличный исходный материал Мика и Кита. В Under My Thumb Брайан ведет лейтмотивную партию вибрафона, и это одна из главных изюминок композиции. Его отсутствие не лучшим образом сказывается на концертных версиях этой песни.

Где найти: Aftermath (1966)



49. Wild Horses

«Дикие лошадки не увлекут меня прочь» – якобы с сарказмом произнесла Мэриэнн Фэйтфулл сразу после того, как вышла из комы, вызванной передозировкой наркотиков в 1969 году. Джеггер это не подтверждает, но и не опровергает. Послужила Мэриэнн косвенным источником вдохновения для этой песни или нет – неважно. Главное, что Мик создал едва ли не лучшие свои стихи, которые, обрамленные мягкими акустическими гитарами Кита Ричардса и Мика Тейлора, превратились в дивную по красоте и воздействию вещь.

Где найти: Sticky Fingers (1971)



50. Yesterday's Papers

В отличие от гладко спродюсированных и четко выверенных записей The Beatles, произведения Stones середины 60-х – это гремучая смесь красоты и хаоса. Вкрадчивый голос Мика, лукавый глокеншпиль Брайана, мягкая мелодия… и перегруженный фузовый бас, но при этом почему-то едва слышные где-то на заднем плане томы Чарли. Черт знает что! Но при этом на выходе – отличная вещь!

Где найти: Between The Buttons (1967)