Концертные альбомы на все времена. Часть I. Печать
Рейтинг пользователей: / 13
ХудшийЛучший 
Автор: DarkMan   
18.01.2011 12:40

Будучи коллекционером виниловых пластинок, выпущенных в золотые для рок-музыки годы, я ловлю себя на мысли о том, что мне постоянно хочется вытаскивать с полок и слушать именно концертные альбомы любимых исполнителей. Причем, в последнее время это желание только нарастает, ибо от мощи «живых» выступлений, игры музыкантов и их ярких спонтанных импровизаций, от честной записи без применения студийного причесывания просто захватывает дух. И постепенно, по мере отслушивания своей коллекции концертников, я стал делать «заметки на полях». В результате этих манипуляций и родился данный материал, построенный мною в хронологическом порядке. К сожалению, не все концертные альбомы сейчас слушаются также свежо, как и раньше, но таких, не прошедших проверку временем записей (и посему неслабо пахнувших нафталином), в этом списке нет. Зато все 150 пластинок, фигурирующих здесь, я до сих пор могу слушать с большим удовольствием, чего и вам настоятельно советую.

MUDDY WATERS. AT NEWPORT. Chess, 1960

 


Маккинли Морганфилд, он же Мадди Уотерс по праву носит титул «Отец чикагского блюза». Музыкант провел большую часть 1950-х годов на вершинах ритм-энд-блюзовых чартов с такими хитами, как Rolin' and Tumblin' и Louisiana Blues, но лишь в 1960-м году представил себя (и живой блюз) белой аудитории мейнстрима. Это произошло на джазовом фестивале в Ньюпорте. Когда в тот знаменательный день Уотерс вышел на сцену, он был столь же не знаком со своей белой аудиторией, как и они – с его деревенской раз-новидностью чикагского буги или дельта-блюза. Звучали непривычные для слуха простоватые вещи Hoochie Coochie Man, Baby Please Don't Go, I Feel So Good, которые довольно тяжело ложились на слух тамошней аудитории. Но к концу сета мощный баритон Мадди, рыдающая губная гармоника Джеймса Коттона и расстроенное фортепиано Отиса Спэнна заставили-таки молодых яппи танцевать в проходах во время исполнения песни Got My Mojo Working, вызвавшей бурю аплодисментов. Этот альбом, содержащий блюзовые стандарты, написанные самим Уотерсом, а также Вилли Диксоном, Биг Биллом Брунзи, Престоном Фостером и Джеймсом Бёрком Оденом напрямую виновен в возникновении феномена «британское блюзовое вторжение». И в возникновении таких команд и исполнителей, как The Rolling Stones, Cream, Fleetwood Mack, Джон Майал, Питер Грин и Эрик Клэптон.

RAY CHARLES. CHARLES IN PERSON. Atlantic, 1959



Впечатляющая запись одного из лучших концертов Рэя Чарлза за всю его карьеру. Шоу состоялось в мае 1959-го года в Атланте на Herndon Stadium перед семью тысячами зрителей, не желавших расходиться по домам, несмотря на проливной дождь. К счастью, радиостанция WAOK запечатлела его для грядущих поколений, правда, с минимальными техническими возможностями – на портативный магнитофон с помощью единственного микрофона. На обложке, оформленной в типичной для того времени манере, и максимально точно отражающей образ «Великого Слепого», помещена драматическая фотография Рэя Чарлза – молодого, энергичного, вкладывающего в исполнение всю душу. Великолепный альбом эпохи битников, где в равных пропорциях наличествуют соул, ритм-н-блюз и рок-н-ролл. И, естественно, присутствует классика Чарльза What’d I Say,Tell The Truth и Yes, Indeed. Помимо битников, и хиппи были в восторге, но не только от музыки, а также от дизайна оправы его очков. И, естественно, в массовом порядке приобретали точно такие же.

B.B. KING. LIVE AT THE REGAL. ABC, 1965

 



«Если ты вырос в городе, где нет электричества, возникают сложности с обучением игре на электрогитаре», – говорил как-то Би Би Кинг. Однако к тому времени, когда он давал концерт в ноябре 1964-го (Regal Theater, Чикаго), срок его обучения достиг почти сорокалетней отметки. Поэтому немудрено, что музыкант своим выступлением вызвал настоящую бурю эмоций. Би Би Кинг управлял залом словно проповедник, вызывая стоны и всхлипы своей «паствы», вовлекая каждого из них в трехсторонний обмен эмоциями с ним и его гитарой по имени «Люсиль». После того, как была исполнена знойная композиция Sweet Little Angel о том, как «она любит расправлять свои крылья», в зале началось что-то невообразимое. Там стоял непрерывный визг, но он совершенно не мешал продолжению музыкального таинства. Это был Блюз с большой буквы, и Би Би Кинг во время рождения на свет своей музыки был переполнен страстным желанием и душевной болью. Пылкое исполнение песен It's My Own Fault, How Blue Can You Get и You Upset Me Baby, подчеркнутое возбуждающими ласками Кинга грифа «Люсиль», стало стандартом живого блюза и способствовало увенчанию Кинга титулом величайшего гитариста в истории жанра.

JAMES BROWN. LIVE AT THE APOLLO. King, 1963

 



По мнению некоторых авторитетных музыкальных изданий, данная пластинка является одной из самых энергичных записей всех времен. Концерт был записан в гарлемском Apollo Theater в октябре 1962-го года на средства самого Джеймса Брауна, и вышел на лейбле певца King Records. Звукозаписывающая компания Брауна поначалу отказалась от выпуска концертного диска, но он моментально стал блокбастером (заняв 2-место списков) и впоследствии продержался в чартах журнала Billboard более года. Это, пожалуй, одно из самых страстных выступлений Крестного отца соула. При поддержке мощнейшей вокальной группы The Famous Flames, «секс-машина» Браун сладострастно выдает переполненную похотью классику I’ll Go Crazy, Try Me, Think, I Don’t Mind и Please, Please, Please. В дальнейшем, Джеймс Браун продолжил серию концертных альбомов, записанных в ставшем со временем культовым зале Аполло. Это Live at the Apollo, Vol. II (1968), Revolution of the Mind: Recorded Live at the Apollo, Vol. III (1971) и Live at the Apollo 1995. Но такого накала страстей как на данном альбоме, на них уже не было.

SAM COOKE. LIVE AT THE HARLEM SQUARE CLUB. RCA, 1963

 



Трудно перечислить всех подростков, ставших впоследствии знаменитыми рок-музыкантами, заслушавших этот альбом до дыр. Достаточно упомянуть только парочку «токсичных близнецов» из Aerosmith Стива Перри и Стивена Тайлера, для которых этот диск был путеводной звездой. Оказавший неоценимое влияние на становление рок-музыки в ее наиболее откровенной ипостаси, альбом Live At The Harlem Square Club демонстрирует радикальное перевоплощение Сэма Кука из певца элегантных поп-песен в поборника грубого и сексуального ритм-энд-блюза. Пластинка, записанная в гетто Майами (в одном из клубов для работяг), долгое время считалась одной из лучших «живых» записей всех времен. Кстати, основной прикол в том, что релиз альбома состоялся лишь спустя 22 года после его создания. На фоне сильной и слаженной игры бэнда, включавшего ведущего саксофониста Кинга Кертиса и первоклассного гитариста Клиффа Уайта, Сэм Кук предлагает зажигательные, возбуждающие интерпретации таких шедевров, как Feel It, Chain Gang, Twistin' The Night Away и Bring It On Home To Me, не звучащие так страстно в своих студийных вариантах.

CHUCK BERRY. LIVE AT FILLMORE AUDITORIUM. Mercury, 1967

 



Под аккомпанемент заводной команды The Steve Miller Blues Band, из названия которой в дальнейшем исчезло слово «blues», патриарх рок-н-ролла Чак Берри выдает ставшие сейчас бесспорной классикой композиции, среди которых C.C. Rider, (I’m Your) Hoochie Coohie Man, Good Morning, Little School Girl и My Ding-A-Ling. Так что диск является посланием не только фэнам прославленного ветерана, но и поклонникам ставшего впоследствии рок-героем Стива Миллера, играющего здесь на гитаре и губной гармошке. По сравнению с псевдоконцертником Берри On Stage (1963), записанном в студии с наложением хлопков аудитории, данный альбом звучит очень живо, ярко и атмосферно. Наиболее полное представление о нем дает современное переиздание на CD, трек-лист которого «раздулся» аж до пятнадцати композиций, включая редко исполняемые вещи Bring Another Drink и Worried Life Blues. Следующего концертного творения Чака Берри, несмотря на преклонный возраст активно выступающего и поныне, поклонникам пришлось ждать целых одиннадцать лет.

JERRY LEE LEWIS. LIVE AT THE STAR CLUB, HAMBURGE. Philips, 1965

 


Когда в апреле 1964 года один из пионеров рок-н-ролла Джерри Ли Льюис прибыл в Star Club, он только что завершил гастрольный тур по Великобритании с другой группой ливерпульцев, The Nashville Teens. Этот коллектив пригласили выступить в Гамбурге, а американец присоединился к ним на один вечер. Сопровождающий бунтаря бэнд едва поспевал за Льюисом в течение первых двадцати минут выступления, которые включали Mean Woman Blues, High School Confidential и, возможно, самую расхристанную версию What'd I Say, в которой отсутствовали все отголоски чувственности соула, замененные откровенной похотью. А исполнение рок-н-рольной классики Hound Dog, Long Tall Sally и Whole Lotta Shakin' Goin’ On и описывать-то бесполезно, ибо для этого слов еще не придумано. По легенде, во время выступления был разбит рояль, но на самом деле разрушения коснулись только разлетевшегося в щепки стула. Этот концерт Джерри Ли Льюиса – анархия в чистом виде. Получивший титул «самого мятежного живого альбома всех времен», он представляет непричесанный рок-н-ролл без коммерческой шелухи; такой, каким он и должен быть: пульсирующий, сбивающий дыхание и более ненормальный, чем что-либо другое до появления рок-хулиганов The Ramones.

KINKS. LIVE AT KELVIN HALL. Pye, 1967

 


Считается, что первым полновесным рок-концертом в истории, записанным на пластинку, является Get Yer Ya Ya’s Out The Rolling Stones. Похоже, это не так. Выпущенный на несколько лет раньше знаменитого «ослика», именно Live At Kelvin Hall претендует на это почетное звание. Записанный в зале Kelvin Hall в шотландском Глазго, он демонстрирует все основные «фичи» классического рок-представления – свист и шум толпы, дружное хоровое пение одного из главных хитов группы Sunny Afternoon, а также отменный сет-лист, включающий практически все значимые композиции The Kinks на тот момент. Начинающийся с Till The End Of The Day, альбом продолжает свой разгон композицией A Well Respected Man, а к пресловутой Sunny Afternoon зал уже стоит «на ушах». Dandy и You Really Got Me еще больше повышают градус, а победитель британского хит-парада синглов Tired Of Waiting For You знаменует собой грандиозный финал.

JOHNNY CASH. AT FOLSOM PRISON. Columbia, 1968

 


Во время «британского нашествия» в карьере кантри-иконы Америки Джонни Кэша наступил полный штиль на несколько лет, пока он не выпустил данный концертный альбом. Певец в одночасье вернул себе былую славу такими композициями, как 25 Minutes To Go, I Got Stripes и Busted. Концерт состоялся в тюрьме Folsom, и Кэшу удалось добиться понимания и симпатии немалой толпы заключенных, чего раньше никогда не было в истории музыки. Выступление Кэша перед двумя тысячами зэков (и сопоставимым контингентом тяжело вооруженных охранников) в калифорнийской тюрьме строгого режима звенит от напряжения. Начав с песни Folsom Prison Blues – его хита 1956 года, имевшего понятное отношение к аудитории, – Кэш сливается с заведенной толпой в одно целое, почти не замечая стражей порядка. Когда Кэш дерзко вопит: «Я засмеялся шерифу в лицо и плюнул в глаза», он вызывает рев одобрения. Почти все истории Кэша из альбома Johnny Cash At Folsom Prison повествуют об искуплении, полученном путем усвоения уроков тяжких потерь. Это скорбь об умирающем преступнике, отбывшем тюремное заключение в композиции Give My Love To Hose или держащая в напряжении песня Greystone Chapel – восхваление тюремной часовни в Фолсоме, написанная находившимся тогда в заключении Гленом Шерли, которому Кэш выражает признательность перед ее началом. Однозначно, это послания человека, вернувшегося на вершину Успеха.

TEN YEARS AFTER. UNDEAD. Decca, 1968

 


Свой второй альбом группа Ten Years After, комбинирующая в музыке рок, блюз и буги, решила записать «живьем», дабы показать недюжинное мастерство не только игры, но и импровизации. Историческая запись произошла в лондонском джаз-клубе Klook’s Kleek в мае 1968-го года. И если дебютник был более блюзовым, то здесь заметно превалирует джазовая составляющая, представленная агрессивным пост-бопом. Безусловно, бесспорным лидером группы является Элвин Ли, получивший к тому времени титул «самого скоростного гитариста», и играющий здесь великолепно. Другие же члены команды – органист Чак Черчилль, барабанщик Рик Ли и басист Лео Лайонс – тоже радуют слух блистательной игрой. А задачи перед собой музыканты поставили непростые. Сет-лист включает наряду с I May Be Wrong But I Won't Be Wrong Always, Spider In My Web и I’m Going Home, сочиненных Элвином, джазовые стандарты At The Wooper’s Ball Вуди Хермана и Summertime Джорджа Гершвина, которые невнятно сыграть было бы просто непростительно. К счастью, у музыкантов все получилось отменно.

CLIFF RICHARD. CLIFF IN JAPAN. EMI, 1968

 


А вы знаете, что в Японии к 1968 году «Английский Элвис» был более популярен, чем The Beatles и Элвис вместе взятые? Это, кстати, легко объяснимо, ибо первые к тому времени уже закончили гастрольную деятельность, а «Король Рок-н-ролла» до тех пор так и не добрался до Страны Восходящего Солнца. Сладкоголосый красавчик Клифф наповал «убивает» местную аудиторию своими поп-хитами Bachelor Boy, Living Doll и Hang On To Dreams; преисполненная восторга, она дружно и с воодушевлением исполняет их вместе с вокалистом. Ошибкой было бы думать, что Клифф Ричард здесь выступает в ипостаси эстрадного певца. Он «дает» настоящего рок-н-ролльщика, способного зажигательными версиями Twist And Shout, What’d Say и Dynamite вогнать слушателей в состояние буйного неистовства. А потом мастерски остудить их пыл проникновенными балладами.

THE GRATEFUL DEAD. LIVE/DEAD. Warner Bros., 1969

 


Первые три студийных альбома The Grateful Dead так и не смогли по своему эмоциональному накалу приблизиться к тому, что молодежь испытывала в залах, подобных Fillmore West. Это удалось их первому концертному альбому, вещи для которого отбирались с выступлений группы в Сан-Франциско, проходивших в то время, когда записывалась их «эпохальная» работа Aoxomoxoa. Трек Dark Star, бесспорный фаворит Live/Dead занимает всю сторону первого диска. Он был в первый раз представлен слушателям именно здесь и впоследствии, как показало время, редко выходил в лучшем исполнении. Музыка кружит в бешеном водовороте, бурлит, и, кажется, бессчетное множество раз теряет направление, прежде чем извергается могучим водопадом в стиле джазмена Джона Колтрейна. Потом The Grateful Dead наполняют «кислотным» содержанием базовую версию St. Stephen, вышедшую на Aoxomoxoa, а затем безудержно ныряют в эпохальный «глюко-омут» The Eleven. Хотя многие критики считали двойные альбомы 1970-го Workingman's Dead и American Beauty вершиной творчества Dead, первый «живой» альбом группы вполне можно ставить с ними в один ряд. Это квинтэссенция психоделии, ярчайший документ эпохи LSD и прочих галлюциногенных препаратов. Выпущенный задолго до того, как магнитные записи появились в широкой продаже, Live/Dead полностью раскрыл мощь параноидально-импровизационной музыки и послужил точкой опоры для многочисленных джем-групп XX века.

THREE DOG NIGHT. CAPTURED LIVE AT THE FORUM. Dunhill, 1969

 


Американская рок-группа Three Dog Night, исполнявшая мелодичный поп-рок с элементами ритм-энд-блюза, фанка, соул и глэм-рока, прославилась тем, что почти не писала собственных песен, а блистательно исполняла кавер-версии вещей знаменитых артистов. Собравший набитый стадион, этот концерт в полной мере демонстрирует главную музыкальную ипостась команды. Голоса вокалистов Чака Негрона и Дэнни Хаттона создают настоящие шедевры из композиций Try A Little Tenderness Отиса Раша, Eli’s Coming Лоры Ниро, It’s For You Силлы Блэк, Chest Fever Робби Робертсона и других, не менее известных вещей. Сэр Элтон Джон говорил позже, что началом собственного взлета к вершине славы он обязан каверу Three Dog Night на его песню Your Song.

MC 5. KICK OFF THE JAMS. Electra, 1969

 


Дебютный альбом детройтских протопанков и пионеров гаражного рока MC 5 Kick Off The Jams привлек внимание слушателей по всей Америке. Выпуск концертной пластинки в качестве дебютной - всегда рисковое мероприятие, однако боссы компании Elektra посчитали, что именно во время "живых" выступлений группе удается показать все самое лучшее, из того, что она умеет. Главными композициями дебютника стали зажигательные Kick Off The Jams, Rama Lama Fa Fa Fa, Starship, а также кавер-версия композиции Джона Ли Хукера Motor City Is Burning. Когда популярная сеть музыкальных магазинов Hudson's отказалась продавать дебютную пластинку MC5 по причине того, что в текстах песен (а также в полном названии альбома - Kick Off the Jams, Motherfuckers!) звучала ненормативная лексика, музыканты отреагировали на это заявлением в прессе. Оно гласило: "Fuck Hudson's!", причем текст заявления сопровождался изображением логотипа звукозаписывающей компании Elektra. В результате подобного демарша магазины Hudson's отказались от продажи любой продукции, выпускаемой этой компанией. Вскоре после этого лейбл поспешил избавиться от неуправляемых подопечных, а поскольку менеджер группы Джон Синклер к тому времени угодил за решетку (за хранение марихуаны), то группа осталась не только без контракта, но и без менеджера. Правда, недолго. За альбом 1970-го года отвечала уже компания Atlantic.

JOHNNY CASH. AT SAN QUENTIN. Columbia, 1969

 


Вслед за предыдущим успешным концертным альбомом, в феврале 1969 года Джонни Кэш прибыл в тюрьму Сан-Квентин в сопровождении звукозаписывающей группы с лейбла Columbia и британской съемочной группы. Это был четвертый визит Кэша в тюрьму с концертами. Прошлогоднее выступление Кэша в Фолсомской тюрьме отличалось шквалом песен о смерти, тюрьме и убийстве, однако в Сан-Квентине песенный материал был не столь мрачно агрессивным, отражая, возможно, смягчение собственного душевного состояния исполнителя. Однако альбом включал совершенно новую песню San Quentin, и бескомпромиссное исполнение Кэшем этого впечатляющего осуждения тюрем в целом (и Сан-Квентина в частности) практически спровоцировало аудиторию на бунт. Реакция зэков так впечатлила Кэша, что он сразу же повторил песню. Также в Сен-Квентине Джонни Кэш представил публике полушуточную песню о нелегкой судьбе парня по имени Сью. В песне была строчка "I'm a son of a bitch who named you Sue" принадлежащая отцу лирического героя. Вскоре запись была выпущена в виде концертного альбома, и спорные слова были закрыты банальным "пиканьем". После этого Джонни Кэш, выступая в Мэдисон Сквер Гардене, сознательно на этом месте пропищал в микрофон, имитируя звук с пластинки. И сразу же объяснил: "I can't say "son of a bitch" on the stage".

ELVIS PRESLEY. ELVIS IN PERSON AT THE INTERNATIONAL HOTEL, LAS VEGAS, NEVADA. RCA, 1969

 


ELVIS PRESLEY: превьюПервый концертный альбом Элвиса Пресли, состоящий из выборочных записей с его выступлений в августе 1969 года в отеле International в Лас-Вегасе, дает наиболее полное представление об энергетике "живых" выступлений певца. Трек-лист состоит из двух условных частей. В первую входят старые хиты 1950-х годов (Blue Suede Shoes, Hound Dog, Johnny B. Goode), а во вторую - новый репертуар (Suspicious Minds, In The Ghetto, песню Bee Gees Words). Заканчивается выступление грандиозной балладой Can't Help Falling In Love из кинофильма Blue Hawaii, которой певец закрывал все свои концерты с 1969-го по 1977-й годы. Известный факт, что на этих концертах Пресли был в хорошем настроении и получал от общения с публикой явное удовольствие. Впоследствии, несмотря на сотни концертов ежегодно, он несколько охладел к выступлениям, и их качество целиком зависело от переменчивого настроения певца. Поэтому выступления Элвиса в этот свой первый концертный сезон (август 1969) объективно расцениваются очень высоко.

ROLLING STONES. GET YER YA YA'S OUT. Decca, 1970

 


ROLLING STONES: превьюЭта впечатляющая работа, вышедшая между релизами студийных альбомов Let It Bleed и Sticky Fingers, еще раз доказала, что The Rolling Stones являются одной из величайших групп в истории рок-н-ролла. В дискографии Stones появился, наконец, первый официальный концертный альбом ("живая" пластинка 1966 года Got LIVE If You Want It! не в счет - она выходила только в Америке). Записанный в конце ноября 1969 года в Нью-Йорке (зал Madison Square Garden) и Балтиморе, диск содержит пышущие сексуальной энергией и пропитанные марихуанным душком Jumpin' Jack Flash (с гениально-неотесанным гитарным соло Кита Ричардса), Sympathy For The Devil, Honky Tonk Women и Street Fighting Man, легко "убирающие" канонические студийные версии. Дополнительный шарм альбому придают его элементы, не имеющие отношения к музыке. Это коллаж из высказываний Сэма Катлера во время тура, девичий крик: "Paint it black, you devil!" и прибаутки Мика Джеггера, к примеру, об оторвавшейся пуговице. Кстати, альбом занял первое место в Англии и пятое в США.

CANNED HEAT. CONCERT LIVE IN EUROPE. United Artists, 1970

 


Концерт в Европе - седьмой по счету и первый концертный альбом американской блюз-роковой группы Canned Heat. В начале 1970-го года группа гастролировала в Европе шесть недель и объехала 7 стран, флаги которых указаны на обратной стороне конверта. Несмотря на то, что пластинка слушается как один концерт, песни альбома были записаны в разных местах, в том числе и в знаменитом лондонском Альберт-холле. А на одном из этих выступлений, где Canned Heat были хэдлайнерами, перед ними играли Renaissance и Deep Purple (за пару месяцев до выхода в свет их альбома In Rock). Как сказано на внутреннем развороте конверта, "Canned Heat сыграла приблизительно 475 концертов за три с половиной года перед четырьмя миллионами фанов, друзей, хиппи и просто людей". Группа жила живой импровизацией на концертах, поэтому именно концертный альбом дает лучшее представление о ней. Музыканты играют в полной расслабухе, в перерывах пошучивают, легко поддерживая тесный контакт с публикой. Кстати, интересно послушать, как Canned Head делает классическую блюзовую вещь Вилли Диксона Bring It On Home, которую первоначально записал в 1963-м году Сонни Бой Уильямсон II, а потом переделали в хард-роковый номер Led Zeppelin на своем втором альбоме.

THE BYRDS. THE BYRDS. Columbia, 1970

 


Результат двух блистательных выступлений американской рок-группы The Byrds в начале 1970-го года в нью-йоркских залах Colden Center Auditorium и Felt Forum. Они более чем показательны, ибо композиции, на них записанные, подобные Lover of the Bayou, So You Want to Be a Rock'n'Roll Star и Mr.Spaceman в полной мере раскрывают все ньюансы музыки коллектива, находящейся на стыке фолка, психоделии, кантри и рага-рока. Не секрет, что The Byrds прославились благодаря исполнению песен Боба Дилана. Здесь присутствуют и они - ставшая их визитной карточкой Mr.Tambourine Man и Positively 4th Street. Начало 70-х было, пожалуй, пиком концертной деятельности The Byrds, и к счастью, в дополнении к этому документу эпохи не так давно вышли еще два - в 2000-м году Live At The Fillmore - February 1969 и в 2008-м Live At Royal Albert Hall 1971.

GRAND FUNK RAILROAD. LIVE ALBUM. Capitol, 1970

 


Хотя на обложке альбома присутствует фото, сделанное на выступлении группы на Atlanta International Pop Festival в июле 1970-го, его музыка записана не там, а в ходе концертного "чёса" по городам штата Флорида в июне того же года. Эта запись ценна прежде всего тем, что она осуществлялась методом "direct recording", то есть без применения искажающих или редактирующих ее технических девайсов. Поэтому ей и удается передать всю сырую энергетику выступлений американских хард-рокеров, а также ту неповторимую атмосферу, которая всегда царила на концертах Grand Funk. В свете сказанного становится понятно, чем для фэнов группы этот альбом наиболее ценен. Поднявшийся на пятую строчку американских чартов, Live Album демонстрирует все достоинства команды, способной легко раскачать стадион. Мы это и слышим, причем на протяжении всего альбома, начиная с громоподобной "открывашки" Are You Ready и заканчивая тяжелыми джемами по 12 минут каждый - Inside Looking Out и Into the Sun.

THE DOORS. ABSOLUTELY LIVE. Electra, 1970

 


Концертные версии композиций The Doors, судя по этому диску, более импульсивны и противоречивы. Главное противоречие заключается в том, что они одновременно и прямолинейны, и аранжировочно изощренны. Орган Рея Манзарека плетет волшебные кружева, гитара Робби Кригера выстраивает стену звука, а истерический голос Моррисона все разрушает. И если не брать в расчет вещи Вилли Диксона Back Door Man и Close to You, музыка альбома подобна оголенному нерву. Это особенно чувствуется в композициях, занимающих по целой стороне виниловой пластинки - When The Music's Over и Celebration Of The Lizard. При прослушивании перед глазами стоят четкие картины сценического действа, на которых фронтмен или змеей извивается около микрофонной стойки, или орет, корчась в судорогах на полу около ударной установки.

CREAM. LIVE CREAM. ATCO, 1970

 


В данный концертник вошли самые удачные "живые" записи британского супертрио, отобранные из трех мартовских выступлений 1968 года в зале Winterland Ballroom города Сан-Франциско. Музыканты выглядят крайне убедительно, много и охотно импровизируют и по-доброму "переругиваются" между собой посредством вверенных им инструментов. Наряду с авторским материалом - брюсовскими N.S.U. и Sleepy Time Time, и бейкеровской Sweet Wine, примечательно здесь наличие классического блюза Мадди Уотерса Rollin' and Tumblin', превращенного в истинный шедевр зарождающегося стиля блюз-рок. А легкое недоразумение в виде студийной версии простоватой народной песенки Lawdy Mama в аранжировке Эрика Клэптона, каким-то образом залетевшей сюда с рекорд-сессий пластинки Disraeli Gears, абсолютно не портит общей картины.

THE WHO. LIVE AT LEEDS. Decca, 1970

 


Эпохальный альбом, удостоенный мемориальной таблички, привинченной к стене университетского здания в городе Лидсе в память об этом событии, случившемся 14 февраля 1970 года. В День Святого Валентина студенты получили, возможно, самые яркие впечатления своей жизни. К записи альбома группа приступила сразу после окончания гастрольного тура с Tommy, обуреваемая желанием поскорее разделаться с обязательствами. Она играла в полную мощь на протяжении более чем двух часов, исполнив Tommy, свои классические синглы и сборник шедевров рок-н-ролла. Не ограничиваясь какими-либо рамками, бескомпромиссное трио музыкантов с Роджером Долтри за микрофонной стойкой выстроило стену звука прямо-таки устрашающих масштабов.
Этим самым музыканты The Who убедительно отвечают на вопрос - как довести до совершенства произведения типа рок-оперы Tommy, которая вышла годом раньше и стала первым творением группы, вошедшим в американский чарт. Парни врубают на полную мощность свои усилители и выдают ураганнейшие версии концертного сета. Все композиции звучат крайне убедительно - и разогревающие аудиторию кавер-версии вещей Моуза Эллисона, Эдди Кокрана и Джонни Кидда, и доводящие публику до нужной кондиции звучащие в финале продолжительные My Generation и Magic Bus. И пусть вас не смущает простоватая обложка, будто выполненная из дешевой оберточной бумаги - это остроумный ответ на концертные бутлеги, начинающие распространяться среди фэнов с космической скоростью. А их наличие в природе о многом говорит, не так ли?

STEPPENWOLF. STEPPENWOLF LIVE ABC. Dunhill, 1970

 


Steppenwolf Live - это сборник треков, записанных с нескольких концертов группы, проходивших во время тура в поддержку альбома Monster. Вошедший в Top 10 (на 7-е место) и получивший по результатам продаж "золотой" сертификат, он содержит бронебойное исполнение классики группы на все времена - Born to Be Wild, Magic Carpet Ride и The Pusher (главная композиция культового кинофильма Easy Rider). Отменно звучит и кантри-хит 1928-го года Corina, Corina, и классика ритм-энд-блюза Sookie, Sookie. Дабы придать альбому большую коммерческую привлекательность, руководство рекорд-лейбла решило усилить трек-лист студийной композицией Hey Lawdy Mama. Пресловутого усиления не произошло, ибо невооруженным ухом слышно, что данный трек здорово проигрывает рядом стоящим концертным вещам.

IRON BUTTERFLY. LIVE. Atco, 1970

 



Апологеты американского психоделического рока Iron Butterfly прославились в 1968 году, выпустив грандиозный хит In-A-Gadda-Da-Vida, входящий во второй их альбом и проданный к настоящему времени в количестве 25 миллионов экземпляров. К моменту записи концертника в багаже группы было уже три студийных пластинки, две из которых попадали в Top 5, поэтому его выпуск был заведомо коммерчески выгодным. Так оно и случилось - Live залез на 12-е место американских списков, а в Англии добрался до 9-го. Всю вторую сторону винилового диска занимала 19-минутная версия главного хита коллектива. Звучит она фантастически, но маленькая ложка дегтя в эту бочку меда все же была добавлена - концертный трек был серьезно обработан в студии и его финальный вариант грешит-таки присутствием студийной косметики.

CHICAGO. AT CARNEGIE HALL. Columbia, 1971

 


Оказалось, что к моменту издания первого концертника, у группы Chicago накопилось немало авторского материала. К этому времени вышли уже три альбома, которые были к тому же двойными. И музыкантам жуть как хотелось записать максимальное количество концертных версий этих вещей. Сказано - сделано. В апреле 1971-го, в ходе нескольких концертов в знаменитом нью-йоркском Карнеги Холле было записано большое количество композиций, и эти записи были изданы в виде бокса из четырех виниловых пластинок. Возможно, правильнее с коммерческой точки зрения было выпустить некую компиляцию, но среди записанных вещей не оказалось не одной слабой или проходной! Критики тут же назвали творение группы "шедевром", да и слушатели стали активно приобретать эту коробку, которая комплектовалась толстым буклетом и тремя плакатами. Релиз в скором времени достиг третьей строчки американского чарта, а группа Chicago добилась, наконец, того статуса, которого заслуживала.

JOE COCKER. MAD DOGS AND ENGLISHMEN. A&M, 1970

 


JOE COCKER: превьюНепревзойденный мастер кавер-версий, герой Вудстока Джо Кокер предстает на этом концертном альбоме во всем своем великолепии. Знаменитый дебютник певца With a Little Help From My Friends был с легкостью превзойден по всем показателям. Грубость и прямолинейность рок-н-ролла хитрым образом сплетается здесь с нежностью и чувственностью соула. Мощнейший аккомпанирующий состав, включающий хор, духовую секцию и несколько барабанщиков, придает этим композициям дополнительного веса. Они и так обладают запредельной энергетикой, а с данными бонусами просто "сносят крышу". Сет-лист просто роскошен. Здесь и Honky Tonk Women The Rolling Stones, и Bird On The Wire Леонарда Коэна, и Girl From The North Country Боба Дилана, и She Came In Through the Bathroom Window The Beatles. Кстати, если вам интересно послушать полную, шестидисковую (!) версию этого альбома, то ищите релиз с названием The Complete Fillmore East Concerts, выпущенный компанией Hip-O в 2006 году.

TRAFFIC. WELCOME TO THE CANTEEN. Island, 1971

 


Трек-лист первого концертного альбома арт-рокеров Traffic состоял из вещей с первых трех пластинок команды, а также включал пару вещей с сольника гитариста Дейва Мейсона - Sad And Deep As You и Shouldn't Have Took More Than You Gave. Записанный во время выступлений группы в клубах Кройдона и Лондона, он показывает незаурядную игру музыкантов - органиста Стива Уинвуда, басиста Рика Греча и саксофониста Криса Вуда. Особенно поражает игра барабанщиков, которых в составе аж целых три; причем работа на ударных установках Джима Капальди и Джима Гордона фантастическим образом дополняет перкуссионные изыски чернокожего Ребопа Кваку Бааха. А апофеозом выступления является вещь Уинвуда Gimme Some Lovin', ставшая ранее большим хитом в исполнении его старой команды Spenser Davies Group.

FREE. LIVE! Island, 1971

 


Выполненный в виде настоящего, только большого почтового конверта, с задним клапаном, марками и всеми соответствующими штампами, концертный альбом британцев Free имел солидный коммерческий успех. И дело здесь не только в оформлении. Главный козырь пластинки - восемь фантастических треков, один лучше другого. Mr.Big, Fire And Water, All Right Now, I'm A Mover - набор деликатесов для любого рок-гурмана. А если вспомнить имена героев - Пола Роджерса, Пола Коссофа, Энди Фрэйзера и Саймона Кирка, то вопросы типа "а как это сыграно?" отпадают сами собой. Альбом достиг 4-ой строчки британских списков, и это было лебединой песней знаменитой команды. К великому сожалению, к апрелю 1971-го ее уже не стало.

MOTHERS OF INVENTION. FILLMORE EAST, JUNE 1971. Bizarre, 1971

 


Данная пластинка показывает банду Фрэнка Заппы во всей молодецкой удали. Градус пошлости в песнях явно зашкаливает за отметку принятой в обществе пристойности, а сами песни продолжали генеральную линию рок-н-рольного повествования без прикрас и цензуры. Особенно выделяются: What Kind Of Girl Do You Think We Are? - расслабленно-разгильдяйский блюз с пуганьем публики страшным монстром Элисом Купером, и содержащий полезные советы, как правильно распорядиться большим членом, если таковой у вас имеется; Bwana Dik - очередной гимн выдающемуся мужскому достоинству; Willie The Pimp - джаз-роковый инструментал с мощнейшим басом в духе Cream, явно предназначенный для разогрева группиз, которые в такие моменты передают на сцену свои трусики в качестве сувениров и, наконец, Do You Like My New Car? - образчик разговорного жанра под непринужденную еле слышную фоновую музыку. Вокалисты Фло и Эдди, а также сам Фрэнк "трут за жизнь" в течение семи минут. О чем? Да обо всем, что придет в голову!

PROCOL HARUM. PROCOL HARUM LIVE WITH THE EDMONTON SYMPHONY ORCHESTRA. Chrysalis, 1972

 



Британская группа Procol Harum всегда тяготела к классической музыке. Создавая свои непростые произведения в жанре арт-рока, они всегда использовали вкрапления в них симфонической музыки и барокко. И когда у группы появилась возможность дать совместный концерт с полноценным симфоническим оркестром, музыканты восприняли это с большим воодушевлением. Историческая запись состоялась в концертном зале Alberta Jubilee Auditorium канадского города Эдмонтон. К сожалению, главная композиция коллектива - A Whiter Shade of Pale не была сыграна, зато запись таит в себе много других вкусностей. Чудо как хороша версия открывающей диск композиции Conquistador, взятой с дебютного альбома группы; впечатляют Salty Dog и All This And More. Но настоящей жемчужиной диска является почти двадцатиминутная сюита In Held Twas In I - без каких-либо оговорок серьезное симфоническое произведение, заканчивающееся грандиозным финалом.

THE ALLMAN BROTHERS BAND. AT FILLMORE EAST. Capricorn, 1971

 



Американские рокеры The Allman Brothers Band, ведомые слайд-гитаристом Дуэйном Оллманом и его младшим братом Греггом (поющим и играющим на органе), одновременно и изобрели, и вышли за пределы "южного рока". Они были известны благодаря продолжительным живым джемам, в которых развивали смешение различных музыкальных направлений - рока, блюза, кантри, соула и джаза. Когда первые два их студийных альбома провалились, очевидным решением поправить положение представлялся выпуск концертного диска. И вскоре вышедший двойник At Fillmore East - результат записи пары мартовских шоу 1971-го года в Нью-Йорке, действительно, изменил статус команды. Гитаристы Дуэйн Оллман и Дики Беттс показали все свое мастерство в синхронном исполнении, и при прослушивании складывалось впечатление, что на сцене братья-близнецы, которыми кто-то управляет из невидимого командного центра. От версии Whipping Post длиной в целую сторону, зал просто взрывается. Эта бурлящая почти кинематографическим напряжением, южно-готическая элегия, безусловно, представлена в одном из своих лучших вариантов, делающих ее величайшей композицией коренного рока.

GEORGE HARRISON. THE CONCERT FOR BANGLA DESH. Apple, 1971

 



В 1971 году Джордж Харрисон организовал два масштабных благотворительных концерта в нью-йоркском Madison Square Garden, сборы от которых предназначались фонду помощи жителям Бангладеш, незадолго до этого пострадавшим от разрушительного циклона "Бхола". На концерты, состоявшиеся 1 августа, собралось более 40 000 человек. В них приняли участие друзья Харрисона - Рави Шанкар, Боб Дилан, Эрик Клэптон, Леон Рассел, Билли Престон, Ринго Старр и группа Badfinger. Классика экс-битла, исполняемая при активном участии гостей - My Sweet Lord, While My Guitar Gently Weeps, Here Comes The Sun и Something, сменяется шедеврами Дилана Blowin' In The Wind, Mr. Tambourine Man и Just Like A Woman, а также другими известными произведениями, исполненными со страстью и душевной теплотой. В результате концертов было собрано 243 418 долларов США, переданных впоследствии в распоряжение Детского фонда ООН.

CROSBY, STILLS, NASH & YOUNG. 4 WAY STREET. Atlantic, 1971

 



Альбом, считающийся последней грандиозной работой знаменитого американского квартета. Группа Crosby, Stills, Nash & Young распалась примерно за год до выхода этого двойного LP и, слушая его, поклонники коллектива могли лишь горевать о случившемся расколе. Сам же альбом попал на вершину Billboard Top 200 и занял 5-ю строчку чартов Великобритании. Записанный в нью-йоркском Fillmore East, чикагском Auditorium и лос-анджелесском Forum, материал очень грамотно скомпилирован. Он поделен на акустическую часть, которая заканчивается попурри из песен Нила Янга, и электрическую. Наиболее сильное впечатление производит версия песни протеста Ohio в исполнении Янга, посвященная памяти четырех студентов из университета Кента, тремя годами ранее застреленных бойцами национальной гвардии во время демонстрации против Вьетнамской войны. В трек-лист альбома вошли помимо прочих такие классические песни квартета, как Teach Your Children и Long Time Gone, а также расширенная версия Southern Man, в которой Нил Янг прошелся по слепому фанатизму и нетерпимости американского Юга. Эти композиции, как и прежде, производят сильное впечатление, хотя в них порой и слышатся нотки самодовольства отдельных членов группы.

COLOSSEUM. LIVE. Bronze, 1971

 



В группе Colosseum собрались музыканты высочайшего уровня. Уважаемые не только слушателями, но и коллегами-музыкантами, мастера своего дела органист Дэйв Гринслейд, саксофонист Дик Хексталл-Смит, барабанщик Джон Хайзман, басист Макк Кларк и гитарист Клем Клемпсон при поддержке фронтмена на все времена Криса Фэрлоу дают впечатляющее шоу. Данный альбом записан во время тура в поддержку студийника Daughter of Time и содержит треки с двух мартовских концертов - в манчестерском университете и в Брайтоне. "Убийственные" импровизации начинаются с первых блюзово-психоделических треков - Rope Ladder to the Moon Джека Брюса и Walking in the Park Грэма Бонда. Пятнадцатиминутный марафон Skelington сменяется чуть менее продолжительной (но не менее интересной) композицией Tanglewood '63, переходящей в гениальное переложение блюзовой классики от Ти Боун Уолкера Stormy Monday Blues. Все это великолепие завершает грандиозный финал в виде Lost Angeles, представляющей собой квинтэссенцию их совместного композиторского и исполнительского таланта.

RORY GALLAGHER. LIVE! IN EUROPE. Buddah, 1972

 



Высшее коммерческое и чартовое достижение ирландского блюз-рокера Рори Галлахера. Альбом, записанный во время европейского тура и по максимуму отражающий энергетику концертных выступлений гитариста, добрался до 8-го места английского чарта. Что касается Соединенных Штатов, там диск через некоторое время достиг по результатам продаж статуса "золотого". Никто не сможет поспорить с утверждением, что музыкант, как никто другой умеет грамотно аранжировать шотландские народные песенки, ловко трансформируя их в блюз-роковые боевики. I Could've Had Religion, Hoodoo Man и Bullfrog Blues как раз из числа таких вещей. Не забывает Рори и о нетленной блюзовой классике, представляя здесь свое супердрайвовое прочтение Messin' With The Kid Джуниора Уэллса и Pistol Slapper Blues Блайнд Бой Фуллера.

KING CRIMSON. EARTHBOUND. Island, 1972

 



Судя по сопроводительной статье на задней стороне обложки, "музыка была записана "живьем" на кассетный стереомагнитофон Ampex, подключенный к самодельному микшерскому пульту, изготовленному Келси Моррисом... в дождливую погоду в салоне грузовичка марки "фольксваген"". Этим объясняется весьма среднее качество звучания первого официального концертника арт-рокеров King Crimson. Но, тем не менее, слушать его можно и нужно, хотя бы по причине необычного состава музыкантов, включающего басиста Боза Баррелла, будущего музыканта Bad Company, и вездесущего саксофониста Мела Коллинза. Альбом записан во время гастролей группы по штатам Иллинойс, Флорида и Делавэйр. Наряду с фрипповской классикой 21st Century Shizoid Man и Sailor's Tale, он включает занятные композиции, к которым приложил руку Баррелл - Peoria и Earthbound. А исполнение финального трека Groon знаменательно интереснейшей фразировкой бас-гитары, включающей фанковые грувы.

DEEP PURPLE. MADE IN JAPAN. Purple, 1972

 


DEEP PURPLE: Я прихожу в ужас при мысли о том, что данная пластинка, замышлявшаяся как локальный релиз для Японии, могла бы не выйти в других странах мира, включая Англию и США. Музыкальный мир совершенно точно понес бы серьезную потерю. К счастью, этого не произошло, и концертный альбом, по всем параметрам близкий к идеальному, стал доступен мировой музобщественности. Закрепляя успех студийного шедевра Machine Head, группа Deep Purple в рамках мирового тура дала несколько концертов в Японии - в городе Осака и Токио (в знаменитом зале Будокан), с этих выступлений и взяты треки для Made In Japan. Альбом слушается на одном дыхании: начиная с забойной Machine Head, группа берет неслабый разгон, сбавляя скорость лишь на 14-минутной Child In Time. Концертные версии "пурпурной классики" выше всяческих похвал, а 20-минутная версия Space Truckin' - непревзойденный шедевр рок-импровизации. К слову сказать, японцы все же получили свою версию этого альбома, названную Live In Japan, и именно его в идеале я советую прослушать. По причине того, что звучит он намного круче издания для остального мира.

URIAH HEEP. LIVE. Bronze, 1973

 


Пусть вас не смущает аскетическая обложка концертника британцев Uriah Heep, своим траурным цветом напоминающая Back In Black AC/DC. В отличие от монохромности черного конверта, музыка этого двойного альбома ярка, разноцветна и жизнерадостна. Находясь в туре по США, музыканты Heep узнали радостную новость - альбом занял третью строчку национального британского чарта. Этот успех пришел к группе заслуженно, ибо концертные версии ее хитов - Easy Livin', Sweet Lorraine, Sunrise, Gypsy и Look At Yourself просто сбивают с ног! Примечателен альбом еще и наличием одиннадцатиминутной версии баллады на все времена July Morning, и забойным рок-н-ролльным джемом, включающим классические рок-стандарты Roll Over Beethoven, Blue Suede Shoes, Hound Dog, Mean Woman Blues и Whole Lotta Shakin'Goin'On. К слову сказать, гастроли в Америке тоже принесли плоды - к октябрю 1973-го пластинка Live и там по результатам продаж получила "золотой сертификат".

SLADE. ALIVE! Polydor, 1972

 


В 1972 году английские глэм-рокеры Slade были бесшабашной компанией, с решительностью местных бульдогов прущей ко всемирной славе. И пусть в концертной обойме этих ребят пока не было собственных хитов, их яркие выступления (ассоциирующиеся с не менее яркими прикидами) собирали толпы народа. Выпуск концертника был прямым попаданием в цель - он тут же занял вторую строчку английского хит-парада. А треки, на нем представленные, интересны оригинальным прочтением уже знакомых композиций. Здесь присутствуют весьма занятные кавер-версии Ten Years After (Hear Me Calling), The Lovin' Spoonful (Darling Be Home Soon), Steppenwolf (Born To Be Wild) и Бобби Маршана (Get Down And Get with It). Однозначно, это было время Slade. После альбома Alive последовали хитовые студийники, и концертная обойма группы стала неуклонно пополняться собственными боевиками. Но, несмотря на мощнейший трек-лист, состоящий из убойнейших треков, следующий концертник Slade Alive II (1978) даже не попал в чарты.

GENESIS. LIVE. Charisma, 1973

 


Концертный альбом ведущей арт-рок-группы Genesis стал, как не странно, ее первым серьезным прорывом в хит-парады. Заняв девятую позицию UK Charts, он продержался в списках 10 недель. Это выглядит странным хотя бы потому, что музыкальный материал был весьма непрост для понимания, и уж точно не предназначался для мейнстрим-публики. Возможно, успеху альбома поспособствовали красочные шоу, исполнительское мастерство музыкантов и безоговорочная харизма фронтмена Питера Гэбриеля, одевающегося в немыслимые наряды и прячущего лицо под тоннами грима. Что касается композиций, то здесь вы не найдете трека продолжительностью менее восьми минут. Зато отыщете вещи, ставшие классикой арт-рока и путеводной звездой для групп современного прогрессива - Watcher of the Sky, The Return of the Giant Hogweed, The Knife и (куда ж без нее!) The Musical Box.

ELVIS PRESLEY. ALOHA FROM HAWAII. RCA, 1973

 


После довольно продолжительного перерыва в концертной деятельности Элвис Пресли снова начал выступать перед публикой. И самое крупное его шоу состоялось в январе 1973 года, когда он в течение часа пел на арене Международного центра в Гонолулу. Этот концерт известен и тем, что стал первым подобным мероприятием, транслировавшимся через спутник; таким образом, технический прогресс позволил более чем миллиарду телезрителей по всему миру увидеть выступление Короля Рок-н-ролла и наслаждаться его нетленной классикой - See See Rider, Something, My Way, Blue Suede Shoes, Fever и многими другими величайшими хитами. Ко времени проведения концерта рекорд-лейбл RCA уже получил предварительные заказы на миллион копий заявленного двойного концертного альбома. Вышедший месяц спустя диск Aloha From Hawaii стал первым альбомом Пресли после его пластинки 1964 года Roustabout, возглавившим Billboard Top 200. Кстати, он согнал с первой позиции шедевр Pink Floyd Dark Side Of The Moon.

VAN MORRISON. IT'S TOO LATE TO STOP NOW. Warner Bros., 1974

 


Проведя начало 1970-х годов за записью серии студийных альбомов (Moondance, His Band And Street Choir, Saint Dominic's Preview и Hard Nose The Highway), Вэн Моррисон гастролировал вместе со своим оркестром из десяти человек Caledonia Soul Orchestra. Выступления записывались как в Калифорнии, так и в Лондоне, в итоге завершившись этой великолепной двойной пластинкой, признанной многими авторитетными критиками вершиной карьеры Моррисона. Помимо своих постоянных музыкантов - гитариста Джона Платания, трубача Джека Шроера, барабанщика Дэвида Шоу и клавишника Джеффа Лейбе, Моррисон активно использует здесь струнную секцию. Она добавляет альбому очарования, особенно в песне Here Comes The Night, которая стала совершенно другим произведением по сравнению с оригиналом из альбома Them 1965-го года. Несколько треков являются каверами на песни любимыми Моррисоном соул-певцов - Бобби Бланда, Рэя Чарльза, Сэма Кука и Сонни Бой Уильямсона. Известно, что Моррисон настаивал, чтобы на пластинках был представлен подлинно "живой" материал без студийного наложения звука. По этой причине в альбом не был включен заглавный трек из альбома Moondance, концертная запись которого включала фальшивую ноту.

ERIC CLAPTON. RAINBOW CONCERT. RSO, 1973

 


Этот концерт состоялся в легендарном лондонском Rainbow Theater 13 января 1973-го года. Он был задуман для возвращения к публике Эрика Клэптона, растворившегося в наркотическом тумане после записи в 1971-м альбома Concert For Bangla Desh. Организовано шоу было гитаристом The Who Питером Таунсендом, который пригласил поучаствовать в нем других именитых персон - Ронни Вуда, Рика Греча, Стива Уинвуда и Джима Капальди. Музыканты помогают выздоравливающему товарищу изо всех сил, виновник торжества тоже старается, как может, хотя в начале у него не очень хорошо это получается. Это отлично заметно на исполнении композиций самого Клэптона Badgie, Presence Of The World и Roll Is Over. Ситуация выравнивается в дальнейшем, когда бэнд переключается на кавер-версии; After Midnight Джи Джи Кейла и Little Wing Джимми Хендрикса звучат гораздо более убедительно. На самом деле, в этот день было два шоу - утреннее и вечернее. На современном переиздании Rainbow Concert на CD, посвященному его 25-летнему юбилею можно послушать все вещи с этих шоу в количестве аж 32-х треков!

WISHBONE ASH. LIVE DATES. MCA, 1973

 


Первым концертным релизом рок-группы Wishbone Ash был промо-диск Live From Memphis, вышедший в США в 1972-м году. Не случайно знакомящей заокеанскую аудиторию с творчеством английских хард-рокеров была выбрана концертная запись. Ибо именно на концертах команда представала перед слушателями во всей своей красе. Руководство рекорд-лейбла MCA отлично усвоило эту "фишку", уже на следующий год выпустив первый официальный концертник коллектива. Благо материала накопилось предостаточно - во время американского тура несколько концертов, в частности в университете Ридинга, в Сити-холле Ньюкасла и Гильдхолле Портсмута писались на пленку. Немудрено, что вышедший вскоре концертный альбом получил восторженную критику и отличные продажи - хиты Phoenix и Blowin' Free с главной их студийной работы Argus (1972) в концертном исполнении выше всяких похвал.

ROD STEWART/FACES. COAST TO COAST: OVERTURE AND BEGINNERS. Mercury, 1973

 


Единственный концертный альбом, на котором представлена группа Faces с вокалистом Родом Стюартом. Это запись выступлений, произошедших в октябре 1973-го года в Калифорнии - в Anaheim Convention Center и Hollywood Palladium. Энергетика бэнда и фронтмена запредельная - круговерть боевиков Faces и сольных хитов Стюарта засасывает мгновенно. Судите сами - It's All Over Now, Cut Across Shortly, Stay With Me, Amazing Grace, Every Picture Tells A Story… И это еще не все. На сладкое припасены Angel Джимми Хендрикса и Jealous Guy Джона Леннона! Помимо фронтмена Стюарта, замутившего фирменное буйство, заметно выделяется своими хулиганскими гитарными хуками будущий участник The Rolling Stones Ронни Вуд. А также частенько привлекает к себе внимание неординарной игрой на басу новобранец Faces Тетсу Ямаучи, весьма органично влившийся в состав банды после распада Free.

ZAPPA/MOTHERS. ROXY AND ELSEWHERE. DiscReet, 1974

 


Свежий джазовый ветерок, разгоняющий унылые рок-н-рольные тучи. Кроме того, не просто живой альбом, а настоящий концерт. Материалы пяти разных выступлений The Mothers настолько ловко подогнаны друг к другу, что иллюзия присутствия на представлении, обыкновенном концерте с маленькими аппаратными накладочками в самом начале, вольным балабольством между номерами, шутками-прибаутками там и сям, клоунадой и поклонами в финале - вам обеспечена. Мало этого, предоставлена возможность оценить любимую гастрольную забаву Фрэнка - audience participation time. Отрыв публики под строгим руководством массовика-затейника Заппы. Это касается, прежде всего, хореографических изысков группы "добровольцев" под немыслимые пульсации хитро сыгранной вещички Be-Bop Tango (of the Old Jazzmen's Church).

LOU REED. ROCK 'N' ROLL ANIMAL. RCA, 1974

 


Несмотря на то, что после развала Velvet Underground Лу Рид выпустил три студийных альбома, на первом официальном его концертнике присутствует из них только одна - Lady Day (с предыдущего LP Berlin). Остальной же материал - самые известные вещи Velvet Underground, сыгранные 21 декабря 1973-го года в нью-йоркском зале Howard Stein Academy в новом для музыканта стиле глэм. Весьма занятно лицезреть Рида в нехарактерном для него глэм-прикиде, также как и слушать модифицированную "вельветовскую" классику Sweet Jane, White Light/White Heat, Rock'n'Roll и Heroin. Но смелые эксперименты, как оказалось, дают свои плоды. На обложке следующего студийника Sally Can't Dance Рид предстает перед зрителем в другом имидже - с пергидрольными волосами. А сам альбом неожиданно попадает в Top 10.

RORY GALLAGHER. IRISH TOUR '74. Polydor, 1974

 


В январе 1974-го ирландский блюз-рокер совершал "домашний" тур, записывая свои выступления на одолженную у музыканта The Faces Ронни Лейна переносную портативную студию. Отличное подтверждение поговорки "дома и станы помогают" - записанные в залах Белфаста, Дублина и Корка треки исполнены с запредельной страстью и я бы даже сказал, с неслабыми нотками патриотизма. В основном это авторский материал, отшлифованный, обкатанный и доведенный до совершенства. Брызжущие адреналином вещи Галлахера Cradle Rock, Tattoo'd Lady, A Million Miles Away и Walk on Hot Coals вызывают в зале настоящую цепную реакцию. А классика блюза I Wonder Who Мадди Уотерса и As the Crow Flies Тони Джо Уайта явно добавляют релизу коммерческой привлекательности. Благодаря которой альбом был продан в количестве двух миллионов копий.

MOUNTAIN. TWIN PEAKS. Columbia, 1974

 



Основанная незаурядными музыкантами - басистом Феликсом Паппаларди и гитаристом-виртуозом Лесли Вестом, нью-йоркская группа Mountain проповедовала тяжелый риффовый блюз-рок. С помощью такой музыки команда легко раскачивала любые аудитории - от клубной до стадионной, демонстрируя мощнейший драйв своего саунда. Поэтому выпуск концертных альбомов был оправдан, и первый из них, Mountain Live: The Road Goes Ever On (1972) вышел после всего лишь трех студийных работ. Через некоторое время появился следующий - Twin Peaks, ставший высшим достижением группы. На нем есть все, что душе угодно - "сносящие крышу" пятиминутные гитарные соло Лесли Веста, угарные варианты классических хитов группы - Mississippi Queen и Silver Paper, получасовой (!) спурт Nantucket Sleighride и рок-н-рольный беспредел Roll Over Beethoven в финале.

 

***

Classic Rock. Текст Валерий Кучеренко. Часть I из III.