Источники звука. Абсолютный винил. Печать
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Автор: DarkMan   
26.01.2011 11:45

Мы продолжаем публикацию ознакомительных материалов с аппаратурой класса Hi-Fi. Второй выпуск посвящен проигрывателям виниловых дисков.

 

 

С момента изобретения компакт-дисков их было продано более 200 миллиардов. Грампластинка была изобретена в середине XIX в. Но и сегодня виниловые проигрыватели уверенно расширяют свою нишу на рынке! Всякий ценитель джаза и классики знает - именно винил лучше всего передает теплоту и атмосферу музыки. Но проигрыватель винила - это гораздо больше, чем просто мода на ретро. Сегодня на виниле выпускается каждый многообещающий музыкальный альбом или сингл. Качественные виниловые проигрыватели завоевали огромное уважение и в профессиональной ди-джейской среде.

На первый взгляд, виниловые проигрыватели устроены довольно просто: дисковый привод, тонарм и звукосниматель. Чем же отличается современный проигрыватель винила, прибор высокой точности, от своих «старших братьев»? Прежде всего, изменились материалы: акрил и лексан, резонирующие в безвредном для звука диапазоне, заменили устаревший алюминий. Отжили свое роликовые приводы, вносившие массу акустических помех в старый проигрыватель винила. Основным требованием к приводу стали стабильность и отсутствие колебаний. Появились виниловые проигрыватели класса Hi-End с прямым и пассиковым приводом, изолирующим диск от малейших вибраций мотора. Тонарм, отвечающий за положение звукоснимателя над дорожкой, сегодня изготавливается из углепластика. Виниловые проигрыватели «продвинулись» и по части игл. В профессиональных звукоснимателях теперь используются эллиптические и гиперэллиптические иглы: они меньше деформируют пластинку, чем сферические, и имеют целый ряд других достоинств.

 

***

 

Thorens уравновешивает винил

 

Впервые показанная на мюнхенском High End Show 2009, вертушка Thorens TD309 Tri-Balance теперь доступна на российском рынке. При проектировании этой модели разработчики делали упор на простоту настройки и использования. Tri-Balance означает не что иное, как равновесие благодаря трем опорам. Мотор постоянного тока приводится в движение электронной системой с обратной связью, автоматически компенсирующей вес установленной пластинки и трение иглы о стенки звуковой канавки. От двигателя крутящий момент передается диску с помощью пассика с регулируемым натяжением.

 

Проигрыватель винила Avid

 

Diva II SP построен на базе признанного проигрывателя Diva II. Новая вертушка еще выше поднимает планку качества своего предшественника. Конструкция проигрывателя основана на той же философии и с использованием тех же основных элементов, но с большим количеством усовершенствований и дополнений. Diva II SP сокращает разрыв между моделями Diva II и Volvere. Проигрыватель установлен на сверхжесткой монолитной алюминиевой базе, а рабочий диск выполнен из обработанного алюминия. Система крепежа взята от моделей Volvere и Sequel. Кроме того, на Diva II SP установлена система привода ’двойной пассик’ и блок питания DSP Vari-SPeed. В противопоставление набирающей обороты тенденции применения двигателей постоянного тока, продолжает использовать систему синхронных моторов, создав специальную систему электропитания и технологии DSP для точного контроля скорости вращения диска проигрывателя. Так же как и другие модели Avid, данный продукт выполнен в минималистском стиле. Обладатели Diva II могут усовершенствовать свой проигрыватель до новой версии.

 

Виниловый проигрыватель Clearaudio

 

Немецкая компания Clearaudio, уже около 30 лет специализирующаяся на выпуске виниловых проигрывателей и соответствующих аксессуаров, представила новый проигрыватель Clearaudio Performance ($3125).

Стол выполнен из двухслойного искусственного мрамора (черного или жемчужно-белого цвета на выбор), а акриловый опорный диск имеет сложную систему подвеса, благодаря которой он фактически парит в воздухе. В проигрывателе используется оригинальный магнитный подшипник CMB-Magnet-Lager. Мотор расположен в отдельном корпусе, привод — ременный. Performance комплектуется тонармом Clearaudio Satisfy и MM-головкой звукоснимателя Clearaudio Maestro с иглодержателем из бора.

Все детали проигрывателей Performance изготавливаются на прецизионных станках с числовым программным управлением, а сборка и отладка осуществляется только вручную. Гарантия, предоставляемая производителем, составляет 5 лет.

 

Виниловый проигрыватель Dual

 

Проигрыватель Dual CS 505-4 классической полуавтоматической конструкции отличается плавной регулировкой скорости вращения. Корпус проигрывателя изготовлен из массива дерева, алюминиевый опорный диск вращается с помощью ременного привода. Dual оснащен электрическим переключателем скорости (33 или 45 об./мин.) и функцией «автостоп». Его тонарм имеет микролифт, а также регулируемые противовес и систему компенсации скатывающей силы. CS 505-4 комплектуется картриджем Ortofon OMB 10. Поставляется он в отделке черного цвета.

 

Проигрыватель винила Acoustic Solid

 

Виниловый проигрыватель Acoustic Solid Small Royal (2000 евро) состоит из двух блоков: тонарм (в комплекте поставляется Rega RB250) и опорный диск располагаются на одном основании, а мотор вынесен в отдельный корпус. В вертушке отсутствуют какие-либо управляющие элементы: для выбора скорости (33 или 45 оборотов в минуту) нужно вручную перекидывать пассик, а для тонкой подстройки скорости просто придвигать или отодвигать мотор от приводного диска. Все элементы конструкции изготовлены из цельного алюминия.

 

Виниловый проигрыватель Basis Audio 2200 Signature

 

Basis Audio, на протяжении 20 лет выпускавшая удачную серию проигрывателей грампластинок Debut, начала выпуск новой модели — 2200 Signature. Для максимально возможной изоляции от нежелательных вибраций шасси проигрывателя сделано из монолитных стабилизированных блоков акрила и установлено на 4 жидкостных демпферах Resonance Annihilator с возможностью индивидуальной настройки каждого. Синхронный мотор такой же, как в проигрывателях Debut, размещен в отдельном изолированном корпусе; для вращения опорного диска применяется плоский приводной ремень. Диск выполнен из акрилового монолита, прошедшего специальную термическую обработку для снятия внутренних напряжений. Вес проигрывателя составляет 16 килограммов, его цена — $5520. Basis Audio также предлагает тонармы, полностью совместимые с данным устройством.

 

Проигрыватель винила и тонарм Acoustic Signature

Немецкая фирма Acoustic Signature выпустила проигрыватель грампластинок Challenger. Он имеет внешний синхронный электродвигатель с электронным блоком питания. Опорный диск весом 4 кг и массивное шасси из мягкого алюминиевого сплава толщиной 40 мм вместе с уникальным опорным подшипником, не требующим смазки, обеспечивают высокую стабильность частоты вращения. Возможна установка до трех тонармов одновременно. Стоимость проигрывателя без тонарма 1695 евро.

Проигрыватели грампластинок Acoustic Signature производятся на собственном заводе фирмы в немецком городе Ухинген. Многие промышленные и оборонные предприятия заказывают у Acoustic Signature прецизионные мелкосерийные изделия, в частности, концерн BMW является постоянным покупателем подшипников высокой точности для мотоциклов.

Кроме того, компания представила тонарм T-88 (745 евро), основные части которого делаются по ОЕМ-соглашению в Японии (на том же заводе, где производятся тонармы C. E. C., Audioquest, Linn), а прецизионные вертикальный и горизонтальный подшипники Acoustic Signature изготавливает на своем заводе.

 

NAD не забывает про винил

 

 

LP-ПРОИГРЫВАТЕЛЬ NAD C555 сконструирован в соответствии с концепцией «жесткого стола»: она обеспечивает соосность всех элементов и, как следствие, возможность воспроизведения мельчайших нюансов записи. Специально разработанные ножки основания изолируют проигрыватель от вибраций. Прецизионный синхронный электродвигатель приводит в движение массивный диск с помощью ремня из синтетического каучука. Это дает двойной эффект: низкий уровень фонового шума и длительный срок безотказной работы. Сам диск изготовлен из специального нерезонирующего материала на основе МДФ и установлен на прецизионном подшипнике.

Литой алюминиевый тонарм большого диаметра способствует подавлению паразитных резонансов и хорошо сочетается с поставляемым в комплекте ММ-картриджем Goldring Elektra, популярным у аудиофилов. Статично сбалансированная конструкция также включает в себя линейный магнитный компенсатор скатывающей силы для слежения за звуковой дорожкой.

Рекомендуемая цена NAD C555 в России — $670.

 

Картридж для виниловых проигрывателей van den Hul

Компания van den Hul выпустила головку звукоснимателя Condor, отличающуюся отсутствием внешних полюсов, сильными магнитами и трехступенчатой системой подвески. По заверениям разработчиков, Condor обеспечивает хорошее слежение за дорожкой и разделение каналов 36 дБ и может использоваться со всеми тонармами с эффективной массой от 12 до 24 грамм. Имеются три варианта обмотки катушки: медным проводом с выходным напряжением 0,25 и 0,5 мВ и золотым с напряжением 0,4 мВ. По заказу головка может быть изготовлена с металлическим или карбонейлоновым корпусом, причем это не отразится на ее цене. Первая партия головок будет выпущена в эксклюзивной версии с названиями «The Condor XCM-LO» и «The Condor XCM-HO».

Кроме того, van den Hul разработала кабель Headshell Link для соединения головки звукоснимателя с контактами тонарма. В комплект входят четыре проводника разного цвета (белый, синий, красный и зеленый) длиной 4,1 см, снабженных соответствующими разъемами. Кабель сделан на базе многожильного посеребренного медного кабеля MSS-7.

 

Мойка для виниловых пластинок Clearaudio

Компания Clearaudio решила облегчить меломанам ответственную и трудо-затратную операцию чистки виниловых дисков, выпустив моечную машину Smart Matrix ($714).

Процесс мойки полуавтоматический: необходимо установить пластинку на вращающееся основание, нанести специальную жидкость — остальное Smart Matrix сделает за вас.

 

Фонокорректор: звук винила

Без скромного устройства, которое почти не напоминает о себе в вашей системе, невозможно будет озвучить винил. Блок фонокорректора можно даже не выключать из сети, поскольку он не изнашивается от энергопотребления. Для большей функциональности в работе с винилом можно приобрести фонокорректор, совмещённый с аналого-цифровым преобразователем или микшером.

Любой усилитель, ресивер, а также телевизоры и музыкальные центры имеют так называемые линейные входы для источников звука — для разных плееров, дек, тюнеров, рекордеров. Они настроены на определённый уровень сигнала — не ниже 150-200 милливольт (мВ). Это называется «чувствительностью входа». Сигнал с магнитной головки проигрывателя винила намного ниже по чувствительности: у головок типа ММ — 4-5 мВ, у головок типа МС — около 0,2 мВ. Сигнал, снятый головкой с винила, надо сначала «довести до кондиции» — 150 мВ. Эта дополнительная ступень усиления называется фонопредусилителем (phono preamp) или фонокорректором.

По конструкции и функции фонокорректору место в составе предусилителя. Эта штука встроена во многие старые ресиверы и усилители, а на панель выведено специальное гнездо входа Phono In. Cегодня же фирмы идут на комбинацию нехотя. В AV-ресиверах чаще стоят некачественные схемы, которые условно можно назвать фонокорректором. Фирмы ещё не приняли феномена «возвращения» винила на массовый рынок, жесткая конкуренция заставляет их экономить на каждой «лишней» схеме. Парадокс, но большинство современных ламповых усилителей, предназначенных для винила, тоже оборудованы разъёмами не Phono In, а Aux In (вход для дополнительного оборудования или внешнего/опционного фонокорректора). В общем, обладателю винила придётся тратиться на фонокорректор. Родственную по дизайну модель корректора всегда можно обнаружить в модельном ряду «ламповых» фирм.

Уточним терминологию: сейчас среди LP-проигрывателей чаще встречается turntable, то есть «вращающий стол» или «дека» винила. Она оборудована тонармом и головкой, чей сигнал выведен непосредственно на выходные гнезда или на звуковой шнур. Мы называем turntable «проигрывателем», хотя, строго говоря, это слово означает, что внутри его корпуса должен быть ещё и фонокорректор. Во всяком случае, такие «полноценные проигрыватели» (Stanton, например) — факт. Их встроенный корректор выдаёт «подготовленный» сигнал как раз для линейных гнёзд усилителя, для микшерного пульта ди-джея и любого иного Aux In.

Итак, пара разъёмов RCA с вашего винила подключается на соответствующий вход Phono In в фонокорректоре (левый канал маркирован белым, правый — красным цветом). Таких входов может быть несколько. На тот случай, если у вас проигрыватель Clearaudio или Verdier, оборудованный не одним, а двумя тонармами с парой сменных головок. Зачем два тонарма? Чтобы быстро сравнивать две разные головки по звуку и всегда иметь под рукой этот «другой» звук. Как правило, каждый из таких отдельных входов фонокорректора можно индивидуально подстроить под параметры головки. Неплохо, если регулируется импеданс от 30 до 200 кОм и ёмкость от 10 до 400 пикофарад (pF), где среднее значение соответствует стандартной магнитной головке распространённого типа «движущийся магнит» (ММ). Очень полезен регулятор чувствительности (уровня громкости сигнала), поскольку он варьируется у разных моделей головок. Фонокорректор может также иметь плавающий или регулируемый выход (0-1 В). Тогда вы можете создать более «летящий» (до 150 мВ) или «вкусный», как бы пульсирующий, слегка перегруженный (выше 150 мВ) звук. Впрочем, сегодня на этой «лишней» функции изготовители экономят, фиксируя выходной уровень с корректора по 200 или около того милливольт.

О применении головки типа «движущаяся катушка» (МС): Pioneer экспериментировал с выпуском МС высокой чувствительности 3-4 мВ, но звучали они хуже ММ. Если вы хотите непременно сэкономить на МС-усилении, то лучше присмотреться к экземплярам фирм Koetsu, Denon. Смысл головки типа МС состоит как раз в повышенной подвижности иглы (двигать катушку относительно магнита ей проще). Раскрывается как бы больше ВЧ-информации, деталей. При этом в жертву приносится уровень и импеданс (последнее не столь важно для конечного пользователя). Для «доводки» сигнала головки МС с десятых долей до 5 мВ в схему фонокорректора ставится так называемый «повышающий трансформатор», а соответствующий вход маркируется «МС In». Повышение (в студийной терминологии: гейн) касается только милливольт, которые головка МС не «добирает» до входной чувствительности обычного фонокорректора. Такое дополнительное устройство для МС выпускается отдельным блочком и подключается между проигрывателем и фонокорректором.

Фонокорректор (за исключением Hi-End моделей) потребляет мизерный ток и сам имеет дело с малыми сигналами — значит, результат зависит от состояния тока и напряжения и от соблюдения верной полярности в вашей сетевой розетке. «Развязать» щепетильный фонокорректор от нестабильного городского питания вам помогут: сетевой адаптер, аккумулятор (батарейное питание), кондиционер тока или простейший стабилизатор напряжения. Вот и ещё один блок в вашей комнате, но если вы встали на «тропу войны» за звук…

Звуковой провод от «вертушки» к фонокорректору — всегда особый, собственный. От фонокорректора к усилителю — обычный, на RCA-разъёмах. Исключение составляют фонокорректоры класса Hi-End (таких фирм как PS Audio или Manley). Они имеют балансный XLR-выход и подключаются «необычными» разъемами на 3 контактах. XLR реализует чудесную архитектуру (как правило, в классе А) высших моделей, но тогда и ваш усилитель должен иметь XLR-вход.

Куда именно подключать фонокорректор? На любой линейный вход усилителя. Лучше — на вход Aux, так как «тоже линейные» входы Tuner In, Tape In могут иметь некую дополнительную электрическую схему, которая специально рассчитана для конкретного источника — тюнера или магнитофона. Некоторые модели фонокорректоров уже несут полный набор таких входов и соответствующую схему. В функциональном отношении такие устройства почти не отличаются от предусилителя и имеют специальное название: «линейный усилитель». Подключать их к усилителю мощности можно, если их выход достаточен по уровню (1 вольт) и является варьируемым — то есть напоминает обычную ручку громкости. Если же нет, то его можно подключать к преду или интегральному усилителю. Для более качественной записи винила на рекордер или кассету сигнал следует брать непосредственно с фонокорректора.

Важно соединить винтовые терминалы «земля» на проигрывателе, фонокорректоре и, если предусмотрено, на усилителе. На многих проигрывателях проводок заземления выведен вместе со звуковым шнуром. Этим вы «сольёте» 60-герцовый «шум», накапливающийся на металлических деталях конструкций. Корректор, не оборудованный терминалом (и при этом гудящий!), придётся заземлить, накрутив проводок вокруг одного из звуковых RCA-гнёзд корректора. Строго говоря, это разные «земли», и возникающий «эффект земляной петли» может тут привести к размыванию звукового образа. Но такова уж расплата за слишком дешёвый фонокорректор. Вернее будет не добавлять «слива» в звук, а выводить из системы прочь, в заземление евророзеток вашего дома. Проблема в том, что их заземление зачастую… находится под напряжением из-за неаккуратной проводки. Вредное напряжение тогда может прорваться на вашу драгоценную технику в её самом уязвимом месте — и… Риск устраняется всё тем же: стабилизатором напряжения или батарейным питанием (так называемыми ИБП) между «коварной» сетью и вашей техникой. Можно вовсе не задействовать заземление в стенной розетке — неслучайно для России аудиотехника комплектуется не евро, а обычной вилкой. Ещё совет: для «слива» подходят любые винтовые терминалы на ресивере, усилителе, музыкальном центре (включая радиоантенные терминалы).

Фонокорректор нельзя заменить — например, гнездом входа для микрофона. Микрофон тоже даёт малый сигнал и требует гейна, но виниловые пластинки пишутся со специальной эквализацией и шумоподавлением. Фонокорректор тут выступает как своего рода ЦАП. Этот стандарт эквализации известен как RIAA (Recording Industry Association of America или Американская ассоциация звукозаписи). Кроме магнитных, существуют головки (или звукосниматели) пьезоэлектрические, которые сразу дают громкий и эквализованный звук. Такими оборудовались самые дешёвые примитивные или портативные проигрыватели винила в 50-70-х годах, есть и отдельные современные модели. Их иглы недороги. Массовое возрождение подобных звукоснимателей не исключено.

 

Референсный фонокорректор Clearaudio

 

Фонокорректор Clearaudio Balanced Reference Phonostage фактически состоит из двух независимых моноусилителей, у каждого из которых есть собственный блок питания. В аппарате применена полностью балансная схемотехника, но помимо симметричных входов и выходов он оснащен и небалансными разъемами RCA, изготовленными из немагнитных материалов. В этом флагманском продукте разработчики решили избежать компромиссов и использовали только высококачественные компоненты и материалы, например немагнитные резисторы, изготовленные фирмами Vishay и Dale на заказ по спецификациям Clearaudio; даже крышки ручек регуляторов выполнены из чистого серебра.

 

Фонокорректор Audiolab

 

Audiolab 8000PPA — это фонокорректор с расширенной функциональностью. Он поддерживает головки звукоснимателей типов MM и MC (в том числе с очень низким уровнем сигнала) и оснащен двумя входами и двумя выходами, благодаря чему вы можете использовать два проигрывателя одновременно.

 

Фонокорректор Avid Pulsare

 

Британская компания Avid, специализирующаяся на производстве проигрывателей виниловых пластинок, выпустила фонокорректор Pulsare с отдельным блоком питания. Устройство имеет полностью балансную конструкцию, в нем обеспечивается раздельная регулировка питания каждого канала. Контрольный блок позволяет устанавливать с передней панели такие параметры, как усиление, сопротивление и емкость нагрузки.
Габариты компонентов (ВxШxГ) 30?37?31 см, вес контрольного блока 3,8 кг, блока питания 6,4 кг.

 

Фонокорректор для усилителя NAD

 

 

Компания NAD продолжает развивать идею обновления и апгрейда уже выпущенных аппаратов. Так, интегрированный усилитель NAD C375BEE может быть модернизирован путем установки модуля фонокорректора PP375 для ММ/МС-картриджей. В нем используется точный фильтр RIAA-коррекции с высокой чувствительностью, высокими значениями входного напряжения и низким уровнем шумов и искажений.

PP375 устанавливается в специально отведенное для него внутри корпуса усилителя C375BEE место и запитывается с отдельной обмотки его тороидального трансформатора Holmgren. Эта операция производится бесплатно сервис-центром «Спектрум-Саунд» в течение одного рабочего дня. Установка модуля PP375 в соответствии с прилагаемой инструкцией не представляет сложности для специалиста, однако при этом гарантия на усилитель теряется. Рекомендуемая розничная цена NAD PP375 в России составляет 101 у. е.

 

Фонокорректор Triode

 

Ламповый фонокорректор Triode TRV-EQ3SE может работать с головками MM и MC, причем для последних предусмотрено два значения входного уровня и усиления соответственно. Отклонение АЧХ от кривой RIAA в диапазоне 20 Гц-20 кГц не превышает +/-0,25%. На входе установлен высококачественный трансформатор с витым сердечником из суперпермаллоя и низкими потерями. Лампы использованы и в выпрямителе питающего напряжения. На задней панели антивибрационного корпуса весом 10 кг разместились 3 входа для головок (1 MM и 2 MC) и пара выходов — RCA и балансный.

 

Фонокорректор Nagra

 

Швейцарская компания Nagra представила фонокоректор BPS, в котором используются полупроводниковые компоненты (до этого фирма выпускала только ламповый Nagra VPS), что позволило существенно уменьшить габариты устройства, а его питание осуществлять от одной 9-вольтовой батареи, заряда которой хватает на 100 часов работы. Таким образом, владельцы BPS могут обойтись без дорогостоящих внешних источников питания, с которыми традиционно работает техника Nagra. Однако в модели сохранена возможность подстройки под нагрузку, реализованная в ламповом предшественнике. BPS поддерживает MC- и MM-звукосниматели; его дискретная схема собрана на одной плате с использованием высококлассных компонентов: биполярных транзисторов, а также конденсаторов и резисторов аудиофильского уровня. Аппарат предназначен для использования с проигрывателями винила высокого класса.

 

Ламповый фонокорректор Leben CS-30EQ

 

В модели CS-30EQ, собранной на американских лампах 12AT7 производства GE, сертифицированных J.A.N. (для нужд Армии и Флота США), используется пассивный фильтр CR типа, который дает более качественное звучание, чем схемы с коррекцией в цепи отрицательной обратной связи. Специально для CS-30EQ был разработан большой силовой трансформатор, в три раза более мощный, чем необходимо, а также специально подобраны высококачественные комплектующие для обеспечения равномерности кривой RIAA с отклонением в пределах ± 0,3%. Корпус традиционно золотистого цвета украшены боковыми панелями из натурального канадского ясеня.

 

Ламповый ММ-фонокорректор Xindak LP-1

Китайская компания Xindak выпустила новый ламповый фонокорректор для проигрывателей пластинок с MM-звукоснимателем. Xindak LP-1 собран по классической двухтактной схеме усиления на четырех малошумящих двойных триодах, имеющих высокую линейность характеристик. Межкаскадные низкочастотные фильтры корректируют АЧХ сигнала в соответствии со стандартами RIAA для воспроизведения виниловых дисков. Кроме того, применена фирменная схема Xindak, препятствующая появлению динамических перегрузок.

 

***

По материалам What Hi-Fi? Sound and Vision Russian Edition