Download 2010 Печать
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 
Автор: DarkMan   
11.03.2011 14:01

Фестивальное движение в мире расширяется, растет и крепнет. В Британии, например, Glastonberry отмечает сорокалетие рекордными продажами билетов, рекордным количеством сцен и участников. В честь 40-летия возрожден и Isle of Whight Fest, который известен прежде всего тем, что там состоялось последнее значительное выступление Джимми Хендрикса. Возрожден фестиваль в Небуорте под названием Sonisphere, который с успехом экспортируется еще в 10 стран Евросоюза – от Болгарии и Польши до Швеции и Швейцарии... Растут и ширятся Reading & Leeds Fest, GuilFest, GoNorth, и еще десятки других фестивалей классической, альтернативной, независимой рок-музыки, учреждаются новые фестивали, есть даже несколько фестивалей, где сцена отдана исключительно трибьют-группам… И нашу родину не обходит стороной позитивная тенденция – к давно ставшему традиционным «Нашествию» и на замену «Крыльям» за последние 2-3 года добавились «Сотворение Мира», «Рок над Волгой», «Кубана», «Движение», и ряд других. Что это, если не стремление меломанов всех стран и всех поколений слушать живую и настоящую музыку? Что это, спрашивается, как не наглядная демонстрация усталости от и бунта против усредненного, бездушного и бесперспективного контента (не осмеливаюсь назвать это музыкой или творчеством) событий, подобных навязшему в зубах Евровидению? Что это, как не еще одна наглядная демонстрация так называемого «кризиса носителя»?

 

 

Девиз рок-фестиваля, его стихия – «музыка, живая и настоящая, музыка здесь и сейчас, музыка вчера, сегодня и завтра!»


Итак – снова Донингтон, снова Даунлоуд. Беспрецедентно представительный line-up, список участников, вызывающий непереносимую зависть у любого, кто не смог купить, украсть, выиграть в лотерею или любым другим способом получить заветный билет, любыми правдами-неправдами пробиться, прорваться, просочиться в число зрителей. Да, Download-2010 обещает быть самым запоминающимся, самым значительным из всех. В силу рекордного количества сцен – их в этом году целых пять(!) – и рекордного количества участников посетить все выступления не представлялось возможным. О наиболее примечательных событиях, свидетелями которых нам быть не довелось, мы отчитаемся, опираясь на мнение наших британских коллег, пишущих для Classic ROCK – Джерри Юинга, Эммы Джонстон и нескольких знакомых корреспондентов FM-стаций и кабельных телеканалов. Наш особый спец-корр Уилл Сондерс о самых значительных событиях, свидетелем которых он был, расскажет своими словами.

 

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. Пятница, 11 июня.

Слухи, циркулировавшие вокруг выступления пятничных хэд-лайнеров – а это ни много, ни мало были это не кто иные, как AC/DC – задолго до самого выступления так возбудили и публику и прессу, что никого не удивляло, что австралийские ветераны тяжелого рок-н-ролла выступали на своей собственной, отдельной от Главной (общей для всех остальных групп), и сопоставимой с ней по размерам сцене, что мёрчендайз с символикой группы был сметен с фестивальных прилавков, и что все были почти уверены, что весь Даунлоуд-2010, или во всяком случае его пятничная программа – это просто антураж для придания солидности и обеспечения подобающей арт-подготовки перед собственно 2-х часовым концертом AC/DC. Все это и многое другое, что циркулировало в виде слухов, включая тот факт, что менеджмент AC/DC потребовал почти 2-х часовой перерыв между концертом Them Crooked Vultures и выступлением самих AC/DC – почти все подтвердилось. Но до начала их шоу у всех на устах был один и тот же вопрос – а доставят ли австралийские ветераны брутального и яростного рока удовольствие, сопоставимое с масштабом «понтов»? Но об этом несколько позже. А пока все по порядку.


По прибытии на фестивальную площадку к полудню пятницы ваши корреспонденты, представлявшие российское издание Classic ROCK и Metal HAMMER, были приятно удивлены двумя обстоятельствами:
во-первых, плотная пуховая перина облаков, укрывавшая небо над Британией всю предшествующую неделю, как по волшебству начала рассеиваться и к вечеру над Касл Донингтон и окрестными полями весело сияло солнце, обещавшее если и не зажарить всех и вся вокруг, то, как минимум, прилично подогреть, и, во-вторых, обнаружилось, что британское издание Classic ROCK приготовило для своих гостей свой собственный VIP-шатер в зоне бэк-стэйдж, который весьма скоро для нас, равно как и для всех остальных корреспондентов, музыкантов и селебритиз всех мастей стал центром притяжения на протяжении всего уикенда. Таким образом, все знаки того, что уикенд удастся, были налицо.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Даунлоуд-2010 встречал нас зловещими, серыми небесами. Фестивальный генплан изменился весьма значительно – теперь парковки, кэмпинги, пресс-зона и все пять сцен были разбросаны по окрестным холмам, будто перетасованы, причем весьма хаотично, и казалось, что удаление объектов одного от другого в этом году неоправданно велико, что, согласитесь, не совсем хорошо… Что могло повлиять на решение организаторов фестиваля изменить к худшему то, что прекрасно работало в прошлые годы?
А как на счет одной группы, потребовавшей своей собственной сцены, расположенной по соседству с Главной, практически такой же по размеру, с двумя гигантскими батареями колонок 10 на 35 метров каждая и дорожкой, ведущей от середины сцены метров на 100 вглубь толпы? Хэд-лайнеры пятницы не пожелали делить сцену с кем-либо ешё?... Заносчивость? Востребованность? Да, и да! Согласны? Оправдываете? Ну, посмотрим позже… А пока на всех пяти сценах – праздник хэви-метал!»



 

Ко времени, когда на Главной сцене (МS) появились и начали свой (по задумке – весьма шумный, но на практике негромкий) сет крутые метал-корщики Unearth из Массачусетса, конечности, плечи, лица и шеи собравшихся успели уже слегка зарумяниться под проглядывающим сквозь тучи послеполуденным солнцем. Попытка создать некое подобие движения на Главной сцене (МS) и перед ней Unearth удалась лишь от части: печально, но факт – апломб, с которым они вышли на сцену явно не соответствовал уровню интереса публики и, увы, уровню готовности аппаратуры. Тут надо поставить неуд команде саунд-инженеров, что-то не успевших отладить даже к началу шоу выступавших следом 36 Crazyfists – заводные парни с солнечной Аляски старались, как могли, но (при никуда не годном звуке!) со стороны казалось, что если так пойдет и дальше, то Даунлоуд-2010 станет тишайшим, скучнейшим и спокойнейшим фестивалем года…

 

 

К счастью для всех, звукотехникам и саунд-инженерам удалось совершить подвиг и справиться с неполадкой. Наши прошлогодние знакомцы из Вестфилда, Массачуссетс, Killswitch Engage, играющие весьма мелодичный метал-кор уже в третий раз за 4 года выступают на Даунлоуд, что само по себе достижение. К началу их выхода на сцену проблемы со звуком были окончательно преодолены и не мешали более музыкантам играть, а собравшимся – отрываться по полной под ставший наконец-то плотным, чистым, разборчивым и по настоящему громким звук. 50-ти минутный сет KsE, возглавляемых сбрившим бороду Ховардом Джонсом, доставил немало удовольствия истинным фэнам группы и дал отличный заряд бодрости всем остальным. Как и в прошлом году, Ховард Джонс был одет вызывающе скромно и в своей небесно голубой рубашке и черных джинсах резко контрастировал на фоне Адама Дуткевича, вновь отличившегося неординарным подходом к выбору сценического костюма– гитарист почти весь сет носился по сцене в униформе супермена. Тем не менее, за исполненное им в конце сета соло (в трибьюте на Holy Diver покойного Ронни Дж. Дио) можно простить и не такие чудачества.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): Killswitch Engage в этом году вновь произвели впечатление на изрядную толпу собравшихся: сбривший бороду и похожий на Морфеуса вкрадчивый Ховард Джонс смотрелся в строгих черных брюках и голубой рубашке с расстегнутым воротом как переодетая звезда хэви-метал в канцелярии суда, тогда как гитарист Адам в плаще Супермена и при неизменных бакенбардах изображал из себя разгневанную деревенщину, шокируя публику и провоцируя её на выплески восторгов. KsE отыграли классный сет, достигший кульминации в кавер-версии на 'Holy Diver' безвременно ушедшего Р.Дж.Дио»




Сказать по правде, все, что было на Главной сцене до Them Crooked Vultures было не настолько впечатляющим, каким могло бы быть выступление этой истинной супер-группы. Когда драйвовые, качовые рифы и ритмы а-ля Led Zeppelin зазвучали со сцены, фестивальное настроение и сам дух Даунлоуд стали наконец-то разливаться в сделавшейся к этому времени весьма плотной толпе. От супер-группы, каковой по определению является TCV, которая обласкана критикой и в прессе упоминается по любому поводу исключительно с приставкой супер, и на альбоме, по мнению ценителей, звучит супер-убедительно – от такой супер-группы, с ее богатейшим наследством и ценностями, можно было ожидать чего-то более впечатляющего, чем казавшийся бесконечным (хотя и весьма техничный) джем на темы песен с альбома, нагнавший скуку почти на всех, казалось, даже на примолкших к концу сета довольно многочисленных фэнов…

 

Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Небеса оставались еще серыми к выходу на сцену Them Crooked Vultures, но ближе к середине их выступления над Главной сценой Даунлоуд засияло солне, окрестности как по волшебству оказались в самом центре круга ясного голубого неба – верховные боги хэви-метал улыбались с небес недавно созданной супер-группе. По мере их выхода на сцену по приветственному реву даже непосвященному было понятно, что на сцену выходят музыканты не совсем обычные, а бас-гитарист удостоился и вовсе нереально восторженного приветствия. Если вы – один из этих непосвященных, специально для вас поясняю: это все потому, что басист этот ни кто иной, как Джон-Пол Джонс собственной персоной!...Он был потрясающе хорош на сцене, показывая пример того, как надо играть рок свом более молодым коллегам по группе. Однако, получив на Главной сцене Даунлоуд 75 минут, и имея за спиной «всего лишь» один альбом, группа выдала студийный материал на одном дыхании и была вынуждена расширить и дополнить выступление за счет джема и спонтанных импровизаций. Эта джем-сессия двух полу-богов и одного полного бога хард-рока была, на мой взгляд, наиболее интересной частью выступления TCV – спустя примерно час от начала их выступления, практически все поголовно были введены в гипнотический транс зубодробительными ритмами и рифами гитары Джоша Хомма в стиле QOTSA, поверх которых многоопытный Джон-Пол Джонс наворачивал кружева завораживающих басовых импровизаций, поддержанных безудержным драйвом барабанов и сверкающих в закатном солнце тарелок Дэйва Грола…»

Тем не менее, для тех, кого не вполне устраивало происходящее на Главной сцене, был предложен широчайший выбор на еще четырех сценах, разбросанных вокруг быстро заполнявшейся прибывающей публикой фестивальной площадки.
Что бы там ни было на Главной сцене, а вокруг происходило еще немало интересного.
Покинув Главную сцену, мы заглянули на Сцену имени безвременно ушедшего Ронни Джеймса Дио (Ronny James Dio Stage, или, короче, RJDS) посмотреть, как проггеры из Ливерпуля Anathema, недавно выпустившие новый альбом We’re Here Because We’re Here – один из лучших британских метал-альбомов за многие годы, справятся с его представлением и исполнением любимой фэнами классики за всего-то 30 минут, предоставленных им для выступления. Они справились на «отлично», и даже были первыми из тех, кто с фестивальной сцены отдал дань уважения и памяти ушедшим недавно в Мир Вечного Рок-н-Ролла Р.Дж.Дио, Питеру Стилу, Полу Грэю и Стюату Кэйблу – нашли время для исполнения своих версий Sleepless и A Natural Disaster, которые были приняты на ура и стали отличным завершением их сета.
Заскучав от невразумительного начала на Главной сцене и удачно отметившись на Сцене им.Р.Дж.Дио (RJDS), мы направились с разведывательной целью прямиком на Red Bull Stage, спонсируемой популярным энергетиком, давшим сцене свое гордое имя. По прибытии туда сразу же стало понятно, что Taylor Hawkins & The Coattail Riders определенно заслуживают того, чтобы выступать на гораздо большей сцене. Справедливости ради скажем, что шатер, накрывший Red Bull Stage (RBS) был довольно большим и площадка перед ней легко могла вместить 8-10 тысяч фэнов, однако место Хоукинса, как члена Foo Fighters (а факт его присутствия в составе для любой группы – как козырный туз в колоде!) – явно на более значительных по масштабам сценических подмостках… но даже столь маловместительная для них сцена была заполнена под завязку преданными фэнами и просто любопытствующими – в равных пропорциях. Что на практике означало достаточное для любого из присутствующих количество удовольствия в течение их не слишком продолжительного 30-минутного выступления. Публика наслаждалась солнцем и свежим пауэр-попом в задорном исполнении Хоукинса с командой. До начала их сета высказывались предположения, что в ходе выступления на сцене могли бы появиться ради «джема всех звезд» свободные в тот момент Дэйв Грол и Джош Омм, однако этого не случилось, тем не менее, эффективное и беззастенчивое использование Хоукинсом наследия Роджера Тэйлора/Queen в своих опусах было достаточным для того, чтобы, даже при некоторой «нехватке звездности», доставить радость присутствующим.
Выступавшие следом, играющие прогрессив-метал-кор Devil Sold His Soul из Лондона/южной Англии, могли показаться слишком брутальными или даже неприличными – в разгаре их сета на сцену даже выходил стэйдж-менеджер с предупреждением по поводу допущенных ими непристойностей… однако, судя по лицам музыкантов, группу предупреждение не слишком-то впечатлило и они до конца сета были свидетелями и вдохновителями разворачивающегося в толпе фанатов хаоса.

 

 

Возвращаясь на Главную сцену мы прошли мимо RJDS – там уже заканчивали играть Coheed & Cambria, которых мы помним по их выступлению на главной сцене DL-08. Их творчество неоднозначно воспринимается как критикой, так и публикой – неоспоримо прогрессивный и все более тяжелый год от года саунд группы непостижимым образом привлекает на их выступления весьма многочисленных эмо, возможно потому, что в начале карьеры C&C выдавали больше эмо-, чем прог-метал саунд, но время шло, прог-метал-искания и стремления группы взяли свое, а эмо-фэнбаза осталась... В выступлениях при свете дня для любой группы существует опасность недостаточного воздействия на публику в силу невозможности использовать в полной мере сценический свет – но это был явно не тот случай. Сегодня – день бескомпромиссного прог-метал: по большей части материал с их последнего альбома The Black Rainbow, но и лучшее из более раннего творчества группы не было забыто – задор, драйв и напор таких вещей как, например, No World for Tomorrow позволили C&C снять все вопросы по поводу их прогрессив-метал состоятельности.
Вышедшие следом Bullet for My Valentine, которые так же на Даунлоуд отнюдь не новички, и после своего выступления на Главной сцене DL-08 удостоились в этом году быть хэдлайнерами второй по значимости сцены, начали сет с драматически напряженной версии O Fortuna Карла Орффа (саундтрек к Omen), как будто это была их собственная композиция и их собственная сцена, что становится все более похожим на правду… Мэтт Так поблагодарил фэнов за то, что их преданность привела последний альбом BFMV Fever к успеху и он прочно занял место в Top 5. По всему видно, что BFMV становятся командой, способной завести и довести до исступления вполне фестивального масштаба толпу фэнов даже не вспотев… толпа пела вместе с группой частично акустическую All These Things I Hate и бесновалась под металлическую атаку Scream Aim Fire – это было уверенное, вдохновенное и совершенно безупречное выступление.
А тем временем в предвкушении эпического концерта AC/DC в зоне бэк-стэйдж и пресс-зоне быстро распространился слух, что хэдлайнеры уже готовы появиться на сцене с неудержимостью лесного пожара и несокрушимой энергией локомотива. Бескрайние толпы фэнов, предвкушавших праздник самого брутального и тяжелого рок-н-ролла, стекались отовсюду и собрались перед гигантской сценой, не уступающей размерами находящейся справа по соседству Главной. Отдельная, предназначенная исключительно для выступления AC/DC, сцена была увенчана справа и слева двумя гигантскими знаменитыми рогатыми шапочками Ангуса, оснащена впечатляющими пирамидами бэк-лайна, макетами пушек и прочей атрибутикой. Дорожка, ставшая привычной с начала Black Ice-тура, выдавалась далеко вперед, разделяя, как волнорез, безбрежный океан зрителей, готовых бесноваться и ликовать.

 

 

И вот, когда казалось, что терпение 120-тысячной толпы уже на пределе, раздались звуки вступления из Black Ice и рев толпы стал оглушительным, взорвав должно быть, не только барабанные перепонки, но мозги всех без исключения, и затем, хотя это было уже невозможным, рев достиг запредельных значений громкости, когда циклопических размеров паровоз выехал на сцену из правых кулис, и с первыми звуками гитары Ангуса, заигравшего вступительный рифф из Rock ’N’ Roll Train, 120 тысяч человек синхронно начали размахивать хайром и поднятыми вверх руками. Вид этой толпы был пугающе прекрасен.
Сказать по правде, впечатление от начала сета AC/DC было несколько смазанным – Брайан Джонсон в произнесенной после первого номера приветственной речи не упомянул ни разу о событии, в рамках которого они выступают хэдлайнерами (как буд-то нет никакого Даунлоуд-2010), едва пробурчав несколько дежурных приветственных шуточек. Но внезапно все изменилось, и вышесказанное потеряло смысл – когда подобное церковному хоралу вступление к Thunderstruck наполнило воздух и с первым же рифом абсолютный и окончательный восторг захлестнул толпу. С Thunderstruck и до самого конца – это был убийственный сет: хит за хитом Dirty Deeds Done Dirt Cheap, Highway To Hell, High Voltage, The Jack, Riff Raff, Whole Lotta Rosie – перечислять все не имеет смысла, ведь каждый наперед знает м сет-лист и то, что AC/DC играли с напором и только им присущим непринужденным стилем, сделавшим их действительно уникальным рок-н-ролльным феноменом. Только AC/DC знают, как тремя-четырьмя аккордами можно сплотить, объединить и заставить дышать и кричать в унисон стотысячную толпу.
И когда над безбрежным людским морем при безоблачном небе зазвучал громоподобный вступительный рифф Let There Be Rock, все вокруг, казалось, уже достигли предела, за которым небытие… но это был еще не конец! AC/DC подали фирменный десерт: под вступление к For Those About To Rock в дело вступили пушки!
Ну, кто-то мог бы сказать, что неплохо было бы обновить и разнообразить сет-лист, отправить в архив навязшие в зубах «устаревшие трехаккордные хиты» и заменить и чем-то более подобающим, какой-то брюзга, возможно, скажет, что пушки на этот раз были не такими уж и громкими, а фейерверки, сопровождавшие уход хэдлайнеров со сцены под неутихающий рев толпы были не такими уж и пышными (а кто-то, напротив, скажет, что это было вопиющее нарушение техники безопасности и коллективный невосполнимый урон здоровью) – несмотря ни на что, это было шоу, с которого все вместе и каждый по отдельности уходили с таким восторгом на лицах, какой вам едва ли доводилось видеть.
И пусть кто-то скажет, что Брайан Джонсон «уже не тот», и пусть порой он пытался достичь своих верхних нот с таким же трудом, с каким гном дотягивается до журнала на верхней полке шкафа, и пусть Ангус Янг в свои 55 казался кому-то нелепым в школьной униформе, и еще более нелепым в процессе стрип-шоу до шортиков – все равно для подавляющего большинства шоу AC/DC – это чистый восторг! Более чем достойное возвращение в Донингтон после триумфального участия в Monsters of Rock в 1991-м!


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «После окончания сета TCV все, в надежде занять лучшие места, ломанулись к расположенной по соседству «персональной AC/DC сцене» и некоторое время до появления хэд-лайнеров обсуждали гигантские батареи колонок с надетыми на них подобающего размера надувными шапочками Ангуса с рожками, обвисшими из-за недостаточного давления воздуха подобно увядшим цветкам… а чего еще можно ждать от группы, за более чем 37 лет беспробудного рок-н-ролла – не более чем изможденных, бледных теней самих себя из дивного давнего прошлого…
Но вот на огромном экране в середине сцены замелькали кадры приближающегося на запредельной скорости паровоза, с Ангусом Янгом в роли машиниста. Паровоз на экране все разгонялся и разгонялся, экран пропал в дыму, и из плотных клубов дыма на сцену ворвался паровоз и откуда-то снизу поднялся собственной персоной Ангус Янг с верным Gibson SG и предсказуемо начал с Rock and Roll Train, и с этого момента более не требовалось токазательств того, что AC/DC заслуживают отдельной сцены! Чёрт, они могли бы получить не то, что отдельную сцену – они могли бы основать свой собственный фестиваль!.. и каждый это понял бы и одобрил! Рифф за риффом, хит за хитом, AC/DC провели свою жаждущую аудитория по всей Дороге в Ад (Highway to Hell), звонили в Адские Колокола (Hells Bells), познакомили с Любвеобильной Роузи (Whole Lot of Rosiе) и в своем классическом стиле под канонаду пушек закончили песней For Those About to Rock (We Salute You) – и совершенно охрипшая, как и Брайн Джонсон, толпа заглушала пушки ревом ликования…
Два часа неподражаемого и бескомпромиссного шоуменства! Ангус все еще способен носиться по сцене, как демон рока, и вся группа ему под стать – крепки, прочны и точны, как никогда прежде. С такими фронтменами на авнсцене, как Ангус и Брайан – AC/DC все еще способны держать в кулаке многосоттысячную аудиторию, добрых три четверти которой годится им во внуки. Кому какое дело, насколько они постарели?!... И что за идиотский вопрос – сколько им лет?.. Ведь у рок-богов нет возраста, и они никогда не стареют! Вот если бы они были еще и бессмертны…»

Пушки отгремели, фейерверки отсверкали… Концерт окончен! Первый фестивальный день завершился. А после... после оставалось только одно – отправиться в шатер Classic ROCK и хорошенько отпраздновать это дело. Ну, и еще кое-что…

ДЕНЬ ВТОРОЙ. Суббота, 12 июня.

Этот день, напомним, был днем первой игры команды Англии на ЧМ-2010, и некоторые наши британские коллеги, казалось, были больше озабочены происходящим в далекой Южной Африке, а не здесь на Даунлоуд… Многие из тех, кто ушел куда-то смотреть футбол, ругали потом по возвращении какие-то вувузелы (что бы это ни было) и, сплевывая сквозь зубы, обсуждали какого-то «бедолагу Роберта Грина», те же, кто не был столь серьезно инфицирован «футбольной бациллой» всю субботу наслаждались солнышком, пивком, самой разнообразной тяжелой музыкой и несколькими удивительными кам-бэками. Набор этих многообещающих кам-бэков начинался от горьковато-сладкого (Deftones) до поразительного для его возраста акробатично-глэмового (Michael Monroe) и совершенно неправдоподобно-триумфального (Rage Against The Machine).
Наше утро началось с посещения Pepsi MAX Stage – там было удивительно многолюдно для 11 утра: народ собрался послушать многообещающих парней из Лондонского пригорода Кройдон под говорящим названием Godsized. В июле должен выйти их дебютный ЕР, и приглашение их на Даунлоуд, поверьте, не случайность.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Понятно, от чего у них такое название Godsized – парни ростом под два метра!... а как они при этом играют? Да просто здорово! Трэш- и спид-метал с легким привкусом ностальгии, море энергии и добродушного драйва. Как позже говорили на интервью сессии вокалист и гитарист: «мы пробовали в начале карьеры играть с коротышками – фан не тот, да и нервные они какие-то…» Так или иначе – они были первыми в субботу, и это было клёво. Если еще принять во внимание, что народу набился полный шатер – 5-6 тысяч человек, не меньше, и чисто технически закрывшие пятничную программу AC/DC были для них, что называется «на разогреве»… Круто для новичков! Удачи, вам, ребята!»

Суббота была отдана не только «старичкам». На Главной сцене весьма примечательным было выступление Atreyu, в последнее время уверенно дрейфующих от исконного для них пост-хард-кора к метал-кору и альтернативному металлу, к сожалению прошедшее перед весьма воодушевленной, но сравнительно малочисленной аудиторией, а одним из самых ожидаемых было выступление на RJDS молодых канадцев из Торонто Cancer Bats, уже выступавших на Даунлоуд в 2007-м. Ребята играют невообразимую гремучую смесь из грув-метал и панк-кора и признаны в Британии и Северной Америке одной из самых востребованных из гастролирующих ныне групп. Им удивительно удается сочетать подлинное удовольствие от выражения шумной музыкальной ярости со способностью поддерживать у аудитории ощущение, что на сцене парни, живущие по соседству, которых всю жизнь знаешь, и они «влегкую» оттягиваются ради собственного удовольствия.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Выступление Atreyu было на ГС отнюдь не первым, и началось перед не вполне раскачавшейся и довольно редкой еще в послеполуденное время толпой, тем не менее, парням из Atreyu удалось высечь искру интереса и раздуть пламя энтузиазма в сердцах собравшихся. Cancer Bats на RJDS, напротив, практически взорвали сцену и аудиторию с самого начала, точнее сказать – это сделал в основном фронтмен Liam Cormier – он как шаровая молния ярости, как воплощение духа метал-кора, метался над самым краем сцены, перегибался через барьер и головы секьюрити, и, казалось, стоявшие у первых рядах могли не только потрогать его, но и слышать его яростный вокал без микрофона… Позже в пресс-зоне я был свидетелем, как к Лайаму подошел Брэд Уилк, барабанщик RATM, субботних хэд-лайнеров, и благодарил за отличное выступление.
Выступавшим следом идолам готик-метал We Are the Fallen, имеющим в составе бывшую конкурсантку ТВ-шоу American Idol и трех бывших участников Evanescence, разумеется, никогда не дотянуться до уровня Cancer Bats, но для поклонников музыки типа Evanescence это все равно… Вы же, слушая их, скорее всего, да хоть у них солистка трижды раскрасавица, пожелали бы «что б вам провалиться, ни никогда не подняться»…»



Тем временем на Главной сцене шоу продолжалось своим чередом: уверенно отыграли наши прошлогодние знакомцы – Five Fingers Death Punch, чье выступление, увы, высекло искры хаоса и жестокие слэм-хороводы закружились с разрушительной силой вокруг сцены. Попытки фронтмена Айвана Муди выйти к публике с рукопожатиями лишь спровоцировали еще больший беспорядок… Следом на Главную сцену вышли Lamb of God и зерна их агрессивной метал-атаки упали на подготовленную 5FDP почву – на протяжении 50-минутного сета размах слэм-хороводов и градус агрессивности лишь повышались…


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС):

 

 

«Lamb of God: превьюLamb of God играют свой собственный стандарт «чистого Американского хэви-метал» - эти слова начертаны на полотнище на заднике сцены. И награда в негласной номинации за самый гигантский слэм-хоровод на DL-2010 бесспорно достанется этим представителям NWAHM. Сурово насупленные, яростно пыхтящие на протяжении всего сета LOG, под предводительством казавшегося рассерженным Рэнди Блита, сдержали обещание, данное фронт-меном в самом начале: «мы здесь не для того, чтоб дурака валять…» и продолжали провоцировать и поощрять бесчинства беснующейся толпы. В благодарность фанатам Рэнди Блит напутствовал их словами «не слушайте никого – это не имеет значения, кому какое дело – как вы выглядите и что вы носите?!.. просто знайте – вы прекрасны, не забывайте этого!»

 

 

Было забавно наблюдать, как самые разные люди – и могучие потомки викингов, перебравшие пива и лежащие ничком лицом в тарелках с китайской лапшой, и многочисленная семья, представители трех поколений – все поголовно в майках с символикой Iron Maiden, и смехотворно-милые пары готов-подростков, изнемогающих от жары в немыслимых штанах из черного полиэтилена, и обнаженные до пояса ради эксгибиционистского наслаждения от демонстрации своих богатых татуировок толстяки – все разом поднялись, встрепенулись и плотным потоком устремились поближе к сцене с первыми звуками прямого и честного, слегка неуклюжего, но 100%-но узнаваемого трэш-металла в исполнении Megadeth. Классики трэша с полным на то основанием предавались ностальгии по ушедшим, золотым для них временам и выдали львиную долю своих хитов из альбома Rust in Peace, чем весьма эффектно и эффективно потрошили и препарировали толпу. Ураганный трэш крошил слушателей не менее устрашающе, чем выглядели крашеные хной кудри автора большинства риффов маэстро Дэйва Мастэйна, отчаянно пытавшегося обрести былую силу голоса… Но в заключении сета в эпической Symphony for Destruction голос вернулся и стало ясно: Megadeth сейчас – это то, что стоит услышать.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Титаны металла Megadeth проложили свой путь на Главной сцене сквозь трэшевое наследие начала 90-х, уделив особое внимание празднующему свое 20-летие мультиплатиновому шедевру Rust in Peace. Мастэйн нет-нет да шел вразрез с группой, как будто неуверенный в себе фронтмэн-новичок, его лицо часто было скрыто за копной непокорных рыжеватых волос, но, похоже, ближе к концу сета Дэйв обрел уверенность в себе и слегка расслабился, стал общаться с аудиторией, и в таких классических вещах как Sweating Bullets и он, и группа заслуженно купались в аплодисментах, и вызывающий нынче идиосинкразию голос Мастэйна звучал наконец-то так, как звучал на записи 18 лет назад»


 

Слухи о возвращении в былую форму и на сцену грандов ню-метал из Калифорнии Deftones к счастью оказались нисколько не преувеличенными. Два года назад для Deftones настали по-настоящему трудные времена, когда басист Чи Ченг валялся в коме на больничной койке после ужасной автокатастрофы 2008 года. Если кто-то думал, что группа вернется растерянной, несобранной – он явно ошибся: не те это люди!
Их возвращение в Донингтон было более чем триумфальным и затмило их весьма успешное выступление на DL-2006 – от открывашки Rocket Skates до завершившей сет 7 Words, казалось взорвавшей аудиторию, это было полнейшее, сносящее крышу единение публики со своими кумирами. Несомненно, фронтмэн Чино Морено превзошел себя в элегантно-агрессивной трактовке Passenger с альбома White Pony, спетую в оригинале Мэйнардом Кинаном, и это исполнение войдет в анналы как одни из лучших номеров уикенда.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Deftones вступали на Главной сцене предпоследними, как раз перед хэд-лайнерами RATM. Ублажая молодую часть аудитории, Deftones определенно утратили интерес более взрослой ее части – приверженцев классического рока, но, несмотря на этот досадный факт, они проделали огромную работу, причем на отлично – все песни сопровождались оглушающими приветственными криками и лесом из тысяч и тысяч воздетых к небу рук»

Многократный участник Даунлоуд Вилле Вало со свой группой HIM был на этот раз обычным и до зевоты предсказуемым во время выступления на RJDS, и если он чем-то и удивил кого-то, то это был кавер на Rebel Yell Билли Айдола, пронесшийся ураганом над залитыми закатным солнцем холмами.
Несмотря на то, что Вилле Вало охарактеризовал в недавнем интервью субботних хэд-лайнеров RJDS как «черезчур эмо», 30 Seconds to Mars были, тем не менее, идеальным выбором для завершения субботней программы второй по значимости сцены Даунлоуд-2010. Предводительствуемые Джаредом Лето, 30STM не только разделяют с HIM любовь к поэтике и бархатным интонациям, но еще и идеально сбалансированы, и наделены природной мощью. Чтобы поддержать их в волшебной The Kill, на сцену поднялся Чино Морено, уже отыгравший на Главной сцене, и позже Джаред вытащил на сцену редактора дружественного издания, еженедельника Kerrang! Николу Браун чтобы вместе с многотысячной толпой спеть ей Happy Birthday to You по поводу ее дня рождения. Завершение сета искрящимся искренностью хитом Kings and Queens, с выдающимися вокальными излияниями, было эмоциональной кульминацией их выступления.
В это время на Pepsi Max stage не кто иной, как Майкл Монро собирался доказать, что жизнь еще бурлит в его жилах и есть еще порох в пороховницах и ягоды в ягодицах, что, собственно, бывшему фронтмену Hanoi Rocks удалось – с поразительной для его возраста сноровкой и ловкостью! Он как пуля пронесся сквозь сверкающий и искрящийся глэмом сэт – с проворством человека, по крайней мере вдвое младше себя, садился при этом на шпагат, вскарабкивался на опоры шатра сцены – в общем показал достойный зачисления в олимпийскую сборную по гимнастике уровень подготовки. Так он же еще и пел при этом как в свои лучшие годы!


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Мне посчастливилось взять интервью у Майкла Монро и расспросить «крестного отца» так называемого hair-metal о его пост-Нanoi Rocks временах, о его борьбе с рекорд-лэйблами, о детстве и о том, как он счастлив выступить на Даунлоуд-2010… но об этом в другой раз.
Michael Monroe band вышли на сцену и с первых звуков начисто снесли крышу как у Pepsi Max stage, так и у всех присутствующих, и сам Майкл Монро, скромный до застенчивости вне сцены и необузданно-энергичный на сцене – пожалуй, едва ли не лучший фронтмэн в истории рок-н-ролла, объединивший в себе основные черты Элиса Купера, Стивена Тайлера и Дэвида Йохансена из NewYork Dolls. Старина Майкл Монро, затянутый в спандекс и кожу, в нелепом макияже, с немыслимым начесом жженых перекисью волос – Майкл непостижимым образом сделал так, что всем показалось, будто скромная Pepsi Max stage этим субботним вечером – это центр Даунлоуд-2010, а у группы это буквально «звездный час» и нет для них большего счастья, чем играть для собравшихся лучшие хиты из прежней карьеры Майкла и новый совместный материал.
Как сам Майкл сказал со сцены с подлинной страстью: «В 1989 я выпустил альбом Not Fakin' It (Никаких подделок) – так я, черт побери, и в 2010-м не опускаюсь до подделки!», и, черт возьми, он чертовски прав!»


Всего неделю назад Rage Against The Machine отыграли совершенно победоносный концерт в Финсбери парк, отпраздновав таким образом со своими верными поклонниками триумфальное восхождение в конце прошлого года на вершину рейтинга Christmas Number One. Кампания, организованная кем-то из друзей RATM в рамках сети facebook незадолго до рождества, была протестом против насильственного перекорма британской аудитории вызывающей тошноту попсятиной в исполнении марионеточных ничтожеств с британской «фабрики звезд» – ТВ-шоу X-Factor и авантюрной попыткой не допустить победы в рейтинге очередного «победителя» это инкубатора безликой безвкусицы. Никто и не ожидал, что за какие-то 12-15 дней до рождества RATM смогут обойти по популярности набивший оскомину продукт массированного ТВ-оболванивания. Это была чистая провокация – и она блестяще удалась! Сегодняшний концерт обещает быть не менее провоцирующим.

 

 

Для желающих убедится, что RATM на сцене обладают магической притягательной силой, было достаточно увидеть десятки, если не добрую сотню тысяч людей, подпрыгивающих и танцующих в унисон с битом Know Your Enemy, посвященной сегодня владельцу инкубатора поп-бездарностей X-Factor Саймону Коувеллу. Гигантский слэм-хоровод, или мош-пит, образовался сам собой в течении нескольких мгновений после начала сета RATM. Зак де ла Роча даже был вынужден прервать выступление, чтобы охладить пыл самых яростных бунтарей-буянов и предостерег от дальнейших проявлений бессмысленной агрессии во избежание массовой давки с тяжелыми последствиями… Бесчинства прекратились, слэм-хороводы рассыпались на мелкие кучки танцующих – и танцы, вполне уже безобидные, продолжались повсюду насколько хватало глаз, вплоть до ларьков с пиццей и гамбургерами на горизонте. Зак выглядел более чем воодушевленным, когда толпа пела вместе с ним чудовищно заводную Bomb Track, его неподражаемая ухмылочка растянулась от уха до уха и, заряженный энергией толпы, он скакал и голосил, пока Том Морелло высекал из струн своего Телекастера искры такого мгновенно узнаваемого, но по прежнему зубодробительного рифа. По прошествии всех этих лет – они все еще одна из самых замечательных команд в мире, и радость от того, что они вернулись, что они господствуют на сцене и способны соперничать с любой командой в плане музыкальной состоятельности, заставляют каждого плясать и петь вместе с ними. Кавер на White Riot от The Clash, удостоенная Грэмми Guerilla Radio и потрясающая победоносная Killing in the Name оказались идеальным завершением триумфального возвращения.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «RATM вышли на сцену отдохнувшими после их триумфа в Финсбери парк, готовыми поражать, потрясать и радовать тех, благодаря кому они с протестно-провоцирующей 'Killing in the Name' вновь вернулись на вершину хит-парадов накануне минувшего Рождества, победив сокрушительным нокаутом выпускника поп-фермы Саймона Коувелла.
Уровень энергии от музыки, которой RATM хлестали восторженные толпы зрителей, был таков, что через некоторое время после начала сета стэйдж-менеджер вынужден был выйти на сцену и что-то сказать Заку на ухо. «Так, О-кей, пипл – нам всем надо успокоиться и сделать два-три шага назад во избежание невинных жертв – это все, что нам нужно» - обратился фронтмэн к зрителям. Это было исполнено, хотя и шло в разрез с декларативным характером победной 'Killing in the Name' – «да пошли вы… я не буду делать то. что вы говорите!» На самом деле, сколь многие из аудитории и поклонников RATM готовы согласиться и следуют за этим посылом 'Killing in the Name' – вопрос открытый. Во всяком случае, все поголовно кричали вместе с Заком 'Fuck you, I won't do what you tell me to' во время исполнения на бис их недавнего хита №1.
Все было в пользу успеха RATM – и прекрасная погода, и восторженные безбрежные толпы фэнов, и главный мессэдж: «если мы объединимся – мы можем изменять мир к лучшему!» Группа купалась в закатных лучах и аплодисментах более чем 100.000 человек, зная, что эти переживания ни группа, ни публика не забудут никогда»


ДЕНЬ ТРЕТИЙ. Воскресение, 13 июня.

Утром в воскресенье десяткам тысяч страдающих от похмелья обитателям безбрежного палаточного лагеря меньше всего было нужно льющее с небес на землю свой обжигающий свет солнце, и всем без исключения хотелось омыть потные тела струями прохладного серебряного дождя, пересохшие глотки – пинтой-другой ледяного пива, а исстрадавшиеся души – задором и угаром самого брутального в мире рок-н-ролла. Что, собственно, и имело место… но обо всем по порядку.

 

 

Завершающий день Даунлоуд-2010 был празднеством металла всех сортов и на любой вкус – от гринд-кора в исполнении основателей жанра Napalm Death и мат-кора от The Dillinger Escape Plan до традиционного тяжелого металла от богатырей-хранителей Saxon и недавно созданной супер-группы The Damned Things, от гранжа в исполнении Stone Temple Pilots до пост-гранжа от Stone Sour, от глэм-метал в исполнении ярчайших представителей жанра Cinderella и жестоко пародирующих их The Steel Panther до трэша и даже кроссовер-трэша от ветеранов Suicidal Tendencies.
Все выступления на воскресной Главной сцене, за исключением уныло игравших первыми свой мрачный готик-метал Dommin были, бесспорно, достойны внимания. Постараемся рассказать обо всех, и еще о самых достойных выступлениях на RJDS и других малых сценах.

 

 

Ветераны Saxon, переживающие свою -надцатую реинкарнацию, великолепно отыграли свой 30-летной давности альбом Wheels of Steel в ознаменование 30-летия их первого появления в Донингтон Парк – на первом Monsters of Rock. Трудно представить, что в столь почтенном возрасте можно играть хэви-метал с большим задором! Восторженный приём, полученный Saxon, был следствием уважения не к сединам Биффа Байфорда, но к беззаветному служению ветеранов идеалам рок-н-ролла, которые, похоже, как и их фирменный перегруженный гитарный звук, на протяжении всей карьеры не изменились ни на йоту.
Cinderella последний раз играли в Донигтоне в 1987 вместе с Bon Jovi, и, надо сказать, не слишком сильно изменились, добавив немного блюзовой гнусавости в духе Aerosmith – но это даже к лучшему. Gypsy Road и Snake Me были на удивление хороши, да и само появление группы запомнится, как одно из неожиданно удачных выступлений.
Если вы спросите, чьё выступление было более ожидаемым, что было совершенным нокаутом в воскресенье – каждый ответит: это был Slash. Его выступление со столь значительным и заслуженным фронтменом, как Майлз Кеннеди из Alter Bridge, было встречено с таким восторгом, какого заслуживает не каждый из удостоенных быть хэдлайнером! 45-минутный замес из классических хитов времен GnR вроде Paradise City и Rocket Queen и песен с недавно вышедшего сольного альбома нанес публике сокрушительный удар, от которого присутствовавшие оправятся не скоро. Это верный знак – нас, как и самого Slash, еще ждут лучшие времена!


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Slash, бывший гитарный герой GnR, незадолго до своего появления на сцене сказал на пресс-конференции, что сильно нервничает перед неумолимо приближающимся выходом на сцену к столь пугающе-огромной аудитории. «Мне ни разу не доводилось играть перед таким людским морем – в качестве сольного артиста я впервые выйду к такой толпе и чувствую себя уязвимым» Но наш герой напрасно скромничал - не считая седеющих кудрей и поблескивающей серебром трехдневной небритости, Slash все так же великолепен – цилиндр, круглые очочки в духе Джона Леннона, именной Gibson LesPaul и неподражаемый саунд. После слегка нервного начала – соло казались немного смазанными и нервно-небрежными – все встало на свои места: при поддержке Майлза Кеннеди на вокале и весьма энергичных коллег по группе Slash разогрелся настолько, что едва не сжег публику дотла огнедышащими соло. В одной из песен отметился на вокале Lemmy. А на завершение сета Slash приберег такие «зажигалки», как Sweet Child o’ Mine и хит Velvet Revolver Slither (характерно, что Скотт Вейланд из значащихся вторыми в списке выступающих на Главной Сцене Stone Temple Pilots, он же бывший вокалист Velvet Revolver, так и не сподобился выйти на сцену). На энкор была сыграна Paradise City, да так, что мало кто из восторженной толпы слушателей заметил собирающиеся над головой свинцовые тучи, грозившие обрушиться неминуемым проливным дождем»

Лучшие времена не могут наступить сразу и навечно – это доказал дальнейший ход событий: Billy Idol и, казалось, сама природа в прямом и в переносном смысле погасили настроение толпы: под начавшимся внезапно проливным дождем Billy Idol без малого час, не считая принятых «на ура» двух-трех «бессмертных» хитов, пытал слух водостойких слушателей сводящим от скуки скулы новым материалом.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Billy Idol был не столь удачлив – его часовой сет сопровождался проливным дождем с грозой, начавшимся ровно в момент его выхода на сцену, и не готовая к такому повороту событий публика начала разбредаться кто куда. Для тех же, кто предусмотрительно прихватил плащи и дождевики отставной британский панк Billy Idol устроил целое стрип-представление – по мере усиления дождя и намокания преданной публики, Билли, как мог, мотивировал зрителей, снимая с себя одежду слой за слоем, пока не оказался обнаженным по пояс. Его насквозь промоченная ливнем трактовка White Wedding никогда прежде не звучала столь сардонически…»

А незадолго до этого после пяти не заслуживающих упоминания групп разной степени известности на RJDS ворвались с предсказуемо яростным гринд-кором Napalm Death и обеспечили такой силы встряску, что заскучавший было народ оживился и стянулся поближе к сцене. Suffer the Children и Scum прозвучали как никогда свежо и жестко и основательно добавили бодрости зрителям, затеявшим изрядных размеров мош-пит. В толпе выделялся человек в латексной маске поросенка, чье рыло постоянно высовывалось над головами слэмующих. Это было нечто!
Выступать следом за Napalm Death никому не просто, даже такой многообещающей супер-группе как The Damned Things – а это именно им пришлось принять эстафету на RJDS. Этот американский секстет состоит из участников Fall Out Boy, Anthrax и Time I Die – а это ко многому обязывает. Как ни странно – результат оказался довольно предсказуем: саунд новорожденной группы находится в середине воображаемого треугольника, в вершинах которого – саунд породивших это новообразование «материнских» команд. Что ж, для дебютного живого выступления неплохо, но реальной проверкой потенциала новой супер-группы будет их ожидаемый к концу осени дебютный альбом.

 

 

Начало сета The Dillinger Escape Plan, уже выступавших прежде на Даунлоуд, было омрачено разверзшимися хлябями небесными, и, пытаясь приободрить кутающуюся в дождевики публику, вокалист Грег Пучиато провозгласил: «черт с ним, с солнцем – это как-то не по рок-н-ролльному…» и поток мозгоразрушающих рифов и рваных ритмов обрушился со сцены на поливаемых дождем слушателей. Справедливость ради надо сказать, что спустя два года после первого появления TDEP на Даунлоуд, их музыка, которую классифицируют как авангардный метал, стала чуть более осмысленной, а вокал начал приобретать некоторые признаки мелодичности.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Фронтмэн The Dillinger Escape Plan Грег Пучиато проявил нетипичную агрессию по отношению к хорошей погоде и призвал порадоваться дождю: «Было слишком жарко и сухо – это не по рок-н-ролльному» и швырнул открытую бутылку воды в поливаемую проливным дождем толпу. С одной стороны, опыт присутствия при живом выступлении TDEP заставляет каждого пересмотреть свое отношение ко всему, виденному на этой сцене ранее. Кто-то мог думать, что он видел прежде энергичный хард-кор или мат-кор, по посмотрев TDEP каждый понимает, что прежде не видел ничего в этом жанре… Если во вчерашнем выступлении Cancer Bats всю «погоду» сделал фронтмэн Лайам Корнье, то в TDEP все пятеро – это генераторы энергетической подпитки друг для друга. Каждый из гитаристов терзал свой инструмент и слух присутствующих на всю мощь своих гигантских амп-стэков, басист в перерывах между пассажами размахивал своим басом над головой, держа его наподобие меча или топора, а мокрый до нитки вокалист, ежеминутно рискуя сорваться, метался по самому краю сцены прямо над головами стоящих в первых рядах зрителей»

Можно смело утверждать, что выступавшие на RJDS Porcupine Tree (одновременно с Motorhead, игравшим на Главной сцене) «пострадали» от того, что их музыка более «интеллектуальная» и тонкая, чем, скажем, у тех же Motorhead, поэтому и публика у них гораздо менее закаленная и стойкая, чем брутальные поклонники творчества Лемми сотоварищи. Porcupine Tree отыграли бесспорно классный сет умного, мудреного, изощренного, виртуозного «мозговитого» прога – жаль только, что свидетелей тому из-за неблагоприятных погодных условий было намного меньше, чем они того заслуживают…

 

 

Motorhead же, как ни удивительно, являют собой в лице Лемми пример непотопляемости и стабильности и в любую погоду способны удержать перед сценой море преданных фанатов. Хотя, как и два года назад на ДЛ-08, они, увы, не способны продемонстрировать ни малейшей динамики – и сет-лист, и даже реплики между песнями – всё те же. Разве что голос Лемми становится все грубее… Тем удивительнее преданность поклонников… Может быть они любят не нынешнего Лемми, а свою память о собственной и Лемминой молодости?


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Motorhead, похоже, один из немногих, если не единственный, пример группы, не цепляющейся за призрачные атрибуты молодости и демонстрирующей немного натужный юношеский задор. Лемми выглядит еще уродливее, чем когда либо, и это его, похоже, совсем не заботит, а гортанный голос его все больше напоминает тувинское горловое пение, когда он рычит слова своих хитов… Имея за спиной 25 успешных альбомов, любому можно было бы давно почивать на лаврах – но Лемми не таков! Он с прежней энергией и страстью штампует новые нетленки и поет проверенные десятилетиями хиты, как и раньше заканчивая новое, неотличимое от предыдущего, шоу неизменными Ace of Spades и Overkill.
К началу выступления Motorhead на Главной сцене дождь не только не прекратился, но даже усилился – и все на пологих холмах вокруг Донингтон Парк барахтались едва ли не по пояс в скользкой грязи и не думали расходиться. Большинство мокнущих под холодным дождем перед сценой, должно быть решили, что раз уж так вышло с погодой, то единственно возможное поведение – это оторваться по полной: «не догоним, так хоть согреемся!» и устроили мош-пит и крауд-сёрфинг над гигантским, перепачканным грязью, слэм-хороводом, и мало кого останавливали возможные травмы, разбитые носы, синяки и вывихи… Через час после выхода Motorhead на сцену последние звуки Overkill растворились в рёве мокрой до нитки толпы и поднимающихся над ней клубах пара. На прощанье Лемми сказал: «Мы Motorhead, не забывайте нас!» и, судя по лицам в толпе, у него едва ли были основания для беспокойства!»


Невозможно не сказать пары слов о выступлении наших прошлогодних приятелей – Steel Panther. Как сказал кто-то из журналистов Kerrang!: «Кому какое дело, какое вы на самом деле дерьмо, если выглядите НАСТОЛЬКО круто?!!»… тем не менее, мнение на их счет разделилось – одни искренне принимают калифорнийских глэм-металлеров за «чистую монету», другие не менее искренне убеждены, что Steel Panther – глэм-пародисты, причем они намного круче в избранном жанре, чем их предшественники из 80-х, которых они с таким блеском пародируют, да еще и с гораздо большим апломбом! Представители и той и другой фракций армии поклонников Steel Panther составляли весьма значительную часть плотной мокрой насквозь толпы перед RJDS во время их выступления. После их прошлогоднего скандально-триумфального появления на ДЛ-09 публика уже была готова, казалось, ко всему. Но веселым хулиганам удалось припасти несколько сюрпризов – гимн Death to All but Metal, в оригинале записанный с Кори Тэйлором, казалось, взорвал мокрую до нитки толпу, а появление в Asian Hooker гитариста Скотта Иэна из The Damned Things порадовало, наверное, всех без исключения. Steel Panther вновь вернули улыбки на унылые лица поникших было фанатов, их беззлобные подначки и издевательские сексуально-окрашенные тексты вроде бы приветствуют, но и высмеивают классиков глэм- и хэйр-метал, таких как Motley Crue и Cinderella. Как здорово, что незаконнорожденные отпрыски незабвенных Spinal Tap нашли друг друга и, образовав Steel Panther, способны с юмором говорить с публикой о своей неадекватности и сексуальных похождениях. Если вы находите это «ужасным», «возмутительным» и «совершенно недопустимым» - возможно у вас внутри что-то умерло.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Сказать по правде Steel Panther, вернувшись в Донингтон для второго последовательного участия в Даунлоуд, сумели таки возбудить даже больший интерес публики к своему выступлению, чем в прошлом году, хотя, кажется, куда уж больше?.. да и какого качества этот интерес? Не обсуждая музыкальную составляющую – ну что тут скажешь? – хочется сказать о другом: по видимому, отрабатывая свой имидж «тупоголовых глэммеров», они вошли в раж и вытащили на сцену молоденьких девиц из толпы, похоже несовершеннолетних, и как-то, не прибегая к принуждению, устроили так, что девицы изображали страстное обожание, демонстрировали сексуально-окрашенное поведение и свои незрелые прелести… толпа ревела, но на кого-то, на меня например, этот трюк произвел отталкивающее впечатление»

Хотя настоящие AC/DC отыграли два дня назад, формулу их успеха на RJDS вечером в воскресенье столь удачно интерпретировали их земляки Airbourne, причем с таким огнем и страстью, что собравшиеся как-то перестали замечать льющийся с небес на зрителей и музыкантов ливень. В чем-то Airbourne даже превзошли своих учителей – вряд ли Ангус Янг полез бы, ежеминутно рискуя сорваться вниз, на фермы сцены, как это сделал в Girls in Black очаровашка-энерджайзер Джоел О’Киф. А Джоел полез, не прекращая играть, и завис на самой верхотуре, как будто дожидаясь, пока молния не сделает эту его эскападу величайшим, но, увы, последним его выступлением. Он не слезал оттуда, пока стэдж-менеджер не отсоединил кабель его Gibson SG от усилителя…


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Когда Слэша спросили, кого из «новых» команд он выделяет и считает по настоящему заводными и многообещающими, он не колеблясь ответил «Никого кроме Airbourne!», более того, он добавил – и его взгляд на будущее рок-музыки может показаться довольно пессимистичным – «Новых, сколько-нибудь значительных команд больше не появится, всё, финиш, фулл-стоп!..» Спорное мнение, но что верно – то верно: большинство молодых групп, которые выступали на Даунлоуд-2010, вызывают споры лишь о том, насколько молоды были/будут эти группы, когда достигли/достигнут вершины своего успеха и сопоставим ли будет их успех с успехом хэд-лайнеров, не сходящих с рок-олимпа на протяжении десятилетий? Увы, титаны рок-н-ролла отнюдь не становятся моложе, и не важно сколь они богоподобны – недавняя кончина Ронни Джеймса Дио со всей наглядностью доказывает, что после ухода кумиров заполнить образовавшийся вакуум некому…»

А тем временем на Главной сцене Stone Temple Pilots достойно отыграли свой первый за многие годы британский концерт. Сет был хорош, группа звучала отлично, но даже такие хиты, как Sex Type Thing и Plush, не смогли встряхнуть редеющие ряды наиболее стойких фэнов и переубедить промокшую публику в их уверенности, что вместе с окончательно испортившейся погодой и само фестивальное настроение изменилось к худшему безвозвратно…
Если кто-то и мог бы спасти фестивальное настроение и снова разжечь фанатизм и угар публики, так это воскресные хэд-лайнеры Aerosmith – или, во всяком случае, многие так думали.

 

 

С появлением на сцене Aerosmith с беспроигрышной открывашкой Love In An Elevator под предводительством безумного харизматичного (ключевое слово – безумно) Стивена Тайлера – приунывшая было, промокшая и замерзшая аудитория встрепенулась и приободрилась. Я бы даже рискнул характеризовать состояние публики как шок. Состояние эйфории и восторги длились не долго. Еще бы! После стольких месяцев скандалов и спекуляций вокруг таинственного «ухода» Тайлера из группы, публикаций по поводу якобы имевшихся и него и у Перри разногласий и намерений в судебном порядке «разделить» права на группу и на название – долгожданное воссоединение легендарных рокеров со своим блудным фронт-меном происходит здесь в Донингтоне, прямо на ваших глазах!,.. вот только глаза б не смотрели… Стивен Тайлер в каком-то чудовищно гламурном одеянии: расшитом блестками и стразами кафтане, облегающих лосинах под золоченую змеиную кожу, в мягкой широкополой шляпе, шарфике, бижутерии, темных очках в пол лица и с накрашенными черным лаком ногтями – Стивен в гардеробе, уместном разве что для Шер, напоминал пародию на состарившуюся Софи Лорен – ну ни дать ни взять, вышедшая в тираж провинциальная проститутка, решившая тряхнуть стариной. Трудно представить себе что-то более пошлое – даже Steel Panther определённо смотрелись скромнее…Такой весьма спорный выбор сценического костюма предполагал соответствующего уровня «блистательный и искрометный» вокал, однако что-то было не так. После хорового исполнения Don’t Wanna Miss A Thing, после Mama Kin и What It Takes то ли запал угас, то ли к зрителям вернулась способность воспринимать происходящее не восторженно, непредвзято и критически – стало понятно, что все эти скандалы и спекуляции были определенно неспроста: внутренние проблемы Aerosmith привели к напряжению тогда, когда надо было чем-то заполнить зияющую пустоту.
Большая часть сета бостонских рокеров представляла из себя не что иное, как способный даже и в солнечный день вызвать неодолимую скуку бесконечный блюзовый джем на всем известные темы. Скука лилась на зрителей, казалось, вместе с дождем. Весьма неплотная и прежде толпа стремительно редела. Исполнение после ложного ухода Dream On и Walk This Way не могли исправить положения – они прозвучали практически в пустоту. Не самое лучшее завершения такого чудесного в начале и ставшего таким ужасно мокрым дня.


Прямая речь. Уилл Сондерс (УС): «Хэд-лайнеры Aerosmith сделали, кажется, все, на что способны, чтобы поставить ударную точку в завершение Даунлоуд-2010 и встряхнуть, реанимировать полумертвую от дождя, холода и усталости аудиторию, начав с беспроигрышного триумвирата из Love In an Elevator, Back In the Saddle, и Mama Kin, однако эта временная помощь оказалась недостаточной, да и качество шоу оказалось несколько ниже ожиданий. Восторгов не было слышно. Пространство перед сценой пустело, и примерно в середине сета Тайлер поинтересовался из-под своих солнечных очков: ‘what the fuck is goin’ on out there?’ В своем нелепом наряде Стивен выглядел, как будто был уверен, что рожден для выступления перед безбрежными толпами безумствующих фанатов. Он смотрелся, как пришелец с другой планеты… Да, он все еще обладает потрясающим голосом и волнующими интонациями, но что-то не так!.. То ли ошибка с выбором сет-листа, то ли первые признаки потери харизмы – даже караоке-сессия под достойную быть жемчужиной их выступления I Don't Want to Miss a Thing, поднявшая на время хорового пения настроение вымокших до мозга костей зрителей, не смогла спасти положения.
Aerosmith уходили со сцены в тишине, под оскорбительно спокойное поведение немногочисленных водостойких фанатов. Не знаю, было ли это запланировано или нет, но (возможно не стоило этого делать вовсе) группа вернулась на сцену с энкором – и все три песни были исполнены. Жаль, что оценить их смогли не многие…»


Вот такое сырое и унылое окончание получилось у этого практически во всем остальном великолепного фестиваля Даунлоуд-2010, винтажного во многих смыслах, полного великих групп и великой музыки. Еще один, возможно самый грандиозный из прошедших на легендарной площадке в Донингтон Парк, рок-фестиваль завершен.
Что ж, будем скучать по его свободному духу, вспоминать о встречах с рок-кумирами, о концертах, свидетелями и соучастниками которых нам посчастливилось быть, слушать хорошую музыку и… ждать следующего года. Чем нас удивят и порадуют организаторы на Даунлоуд-2011?

И если и есть хоть одна вещь, которая может доказать, что наши рок-кумиры не боги, а всего лишь простые смертные, так это то, что они не могут управлять погодой!

 

***

Автор: Борис Литвинцев, Уилл Сондерс
Фотограф: Саша Литвинцева, Борис Литвинцев, Awais

Обновлено 11.03.2011 14:04